Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
5 октября 1889 года, в субботу,
на Монмартре была сенсация: Жозеф Оллер, главный
организатор всех парижских развлечений,
создатель тотализатора, театра "Нувоте",
"Большого плавательного бассейна Рошешуар",
"Нового цирка" и "Американских горок",
приглашал на открытие нового кабаре "Мулен
Руж".
Оллер, каталонец лет
пятидесяти, был сыном испанца
авантюристического склада. В один прекрасный
день Жозефу Оллеру взбрело в голову уехать из
родного городка и попытать счастья в Париже. Надо
сказать, до сих пор у него не было ни одной
неудачи. На этот раз, однако, все считали, что его
ждет провал. Оллер решил расширить границы
увеселительных заведений Монмартра и открыл
свое кабаре довольно далеко от площади Пигаль и
бульвара Рошешуар, где процветали Брюан и
"Элизе-Монмартр". Красные крылья "Мулен
Руж" вертелись неподалеку от площади Бланш, на
бульваре Клиши, 90, на месте бывшего кабаре
"Рен-Бланш", снесенного четыре года назад.
Какое безумие!
Да, безумие! Однако вечером
весь Париж собрался в "Мулен Руж", чтобы
полюбоваться звездами кадрили - Ла Гулю с
Валентином Бескостным, Грий д'Эгу и Рейон д'Ор,
Мари Касс-Нэ и Мом Фромаж, которых переманил из
"Элизе-Монмартр" компаньон Оллера, Шарль
Зидлер. Аристократы, люди искусства, литераторы,
князь де Саган, Орельен Шолль, Эли де Талейран,
Стевенс, Жервекс, князь Трубецкой, граф де
Ларошфуко заполнили огромный, высокий,
украшенный флагами зал, ярко освещенный огнями
рамп, люстр и стеклянными шарами. Одна стена была
зеркальной, и от этого он казался еще больше.
С того самого вечера, как
открылось кабаре "Мулен Руж", Лотрек стал
его завсегдатаем. У него даже был там свой
постоянный столик. Отныне он и "Мулен Руж"
неразлучны. Зидлер, приятель Портье,
предчувствуя, что это будет именно так, повесил
на пурпурной стене холла кабаре картину Лотрека
"В цирке Фернандо: наездница".
"Танец в Мулен Руж". 1890 г.
Холст, масло. 114х150 см.
Филадельфия, собрание Мак-Илхенни.
Заказать
постер
О
картине |
"Ла Гулю, входящая в "Мулен Руж"
с двумя женщинами". 1892 г.
Картон, масло. 80х60 см.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.
|
В самом деле, ничто так не
соблазняло Лотрека, как танцы в "Мулен-Руж".
Теперь там каждый день можно было увидеть его
небольшую фигурку. Все, что так нравилось
Лотреку, что доставляло ему удовольствие в
"Элизе" и "Мулен-де-ла-Галетт", отныне
было сконцентрировано в новом кабаре. Здесь
танцевали кадриль, здесь выступала прекрасная и
наглая, как никогда, Ла Гулю в своем
небесно-голубом атласном корсаже, в черной юбке
шириной в пять метров и под звуки оркестра, не
уступавшего по грохоту оркестру
"Элизе-Монмартр", виртуозно вскидывала
ногами свои шестьдесят метров кружев. "Выше, Ла
Гулю! Еще выше!" - в экстазе кричали ее
поклонники. Надвинув котелок на глаза или же
сдвинув его на затылок, Лотрек рисовал среди
шума, топота, в душной атмосфере кабаре, которое
напоминает "ярмарку любви", место, где
происходит "купля-продажа". Публика не
танцует. Она приходит сюда смотреть на кадриль,
успехом которой не преминули воспользоваться
Оллер и Зидлер. Мужчины, возбужденные зрелищем,
легко попадаются на удочку женщин, которые
охотятся за богатыми любовниками. Всюду женщины,
женщины, женщины! Среди цилиндров, фетровых шляп,
котелков и даже каскеток мелькают атласные
корсажи - голубые, красные, зеленые, белые, желтые.
"Милый, угости пивцом". Мишура, пестрота,
роскошь дорогого публичного дома. Хлопают пробки
от шампанского. От стола к столу переходит пьяный
старик в продавленном цилиндре, с надетой на руку
дамской подвязкой, с пышным розовым бантом.
Публика веселится. "Красиво? А? Что?
Великолепно…" На Монмартре веселье, веселье…
Декольтированная до пупка, с
черной муаровой ленточкой вокруг шеи, букетиком
цветов в волосах дерзко проходит Ла Гулю -
королева бала, королева торговок любовью.
Прощаясь, она вильнула бедром, и перед взором
зрителей мелькнули ее панталоны с вышитым алым
сердцем.
Лотрек принялся за большое
полотно - полтора метра на метр пятнадцать
сантиметров - "Танец в "Мулен Руж". Это
была его третья крупная композиция после картины
"В цирке Фернадо: наездница" и "Танцев в
"Мулен-де-ла-Галетт". Он изобразил публику
"Мулен Руж", своих друзей - Гибера, Гози,
фотографа Сеско вокруг Валентина Бескостного,
танцующего со своей партнершей кадриль.
Блестящий паркет отражает их движения, образуя
поразительные арабески. Бесподобный вихрь!
Не успела картина Лотрека
"Танец в "Мулен Руж" просохнуть, как ее
купил Оллер. Зидлер повесил ее в холле, на правой
стене, над стойкой рядом с картиной "В цирке
Фернандо: наездница".
По материалам книги
А.Перрюшо "Жизнь Тулуз-Лотрека"/ Пер. с франц.
И.Эренбург. - М.: ОАО Издательство "Радуга",
2001. - 272 с., с илл. Книга на
ОЗОНе