Вскоре
в компанию Лотрека вошел и Морис Жуаян, бывший
его однокашник по лицею Фонтан, с которым он
снова подружился.
Морис Жуаян происходил из хорошей семьи и
обладал большим тактом и благородством. В
октябре 1890 года к нему с деловым предложением
обратился Буссо, владелец галереи "Буссо и
Валадон": "Наш управляющий Тео Ван Гог, -
сказал он, - тоже сумасшедший, как и его
брат-художник. Сейчас он находится в лечебнице.
Замените его и делайте все, что вам
заблагорассудится".
Действительно, через два с
половиной месяца после самоубийства Винсента
Тео проявил признаки безумия. Он находился в
клинике доктора Бланш, в Пасси, затем его увезли
на родину и поместили в больницу для
душевнобольных в Утрехте, где он и умер через
несколько недель, в январе 1891 года.
Буссо назначил Жуаяна на
пост директора своего отделения на бульваре
Монмартр, 19. "Тео Ван Гог, - заявил он, - собрал
отвратительные работы современных художников,
дискредитировавшие фирму. У него были, правда,
несколько произведений Коро, Руссо и Добиньи, но
мы забрали этот товар, да он вам и ни к чему. Вы
найдете также довольно много картин пейзажиста
Клода Моне, которого начали покупать в Америке,
но он пишет слишком много. У нас с ним договор на
всю его продукцию, и он нас заваливает своими
пейзажами, в которых все время повторяет одну и
ту же тему. Все остальное - ужас. В общем,
выкручивайтесь сами и не просите нас о помощи,
иначе мы прикроем лавочку".
Несколько обескураженный
этим предупреждением, Жуаян составил список
картин, которыми его несчастный предшественник
набил две крохотные комнатенки. В этой коллекции,
помимо Моне, он обнаружил "ужасы",
подписанные Гогеном, Дега, Писсарро, Раффаэлли,
Гийоменом, Домье, Йонгкиндом, Одилоном Редоном, а
также произведения Лотрека, которые были куплены
Тео по настоянию Винсента.
В предшествующие годы Жуаян
случайно раза два виделся со своим старым
школьным товарищем. Так как авторы картин,
находящихся в галерее, обычно приходили узнать о
судьбе своих работ, Жуаян понял, что рано или
поздно на пороге его лавочки появится и Лотрек.
Так оно и случилось.
Жуаян начинал свою
деятельность в очень неблагоприятной
обстановке. Не было ни покупателей, ни денег.
Немногочисленные посетители качали головой и
делали мрачные предсказания.
Жизнерадостный, как всегда,
Лотрек постарался подбодрить Жуаяна. Теперь,
когда его товарищ по лицею Фонтан оказался в
"его лагере", он с ним уже не расстанется.
Что, Дега даже не соизволил показаться?
"Ничего, - утешал друга Лотрек. - Все придут,
никуда не денутся".
И действительно, вскоре галерея стала центром,
вокруг которого сплотилась молодая живопись. Там
встречались Гоген, который как раз в это время
готовился к отъезду на Таити, Эмиль Бернар,
Серюзье, Шуффенекер, Шарль Морис.
Лотрек приходил туда каждый
день.
По материалам книги
А.Перрюшо "Жизнь Тулуз-Лотрека"/ Пер. с франц.
И.Эренбург. - М.: ОАО Издательство "Радуга",
2001. - 272 с., с илл. Книга на
ОЗОНе
|