Лотрек
терпеть не мог разговоров на политические темы
(сам он был реалистом и считал, что при монархии
"чиновники будут меньше вмешиваться в жизнь
граждан"), но вращался в мире художников,
актеров и писателей, большинство из которых не
скрывало своих анархических убеждений. Они тогда
были в моде. Передовые люди защищали их, снобы
кичились ими. В том году Лотрек познакомился с
группой свободомыслящих литераторов, которые в
той или иной степени по своим взглядам примыкали
к анархистам, - с сотрудниками "Ревю бланш",
журнала, основанное братьями Натансон два года
назад. Лотрек сразу
же почувствовал себя в этой среде свободно.
Александр и Таде Натансон, поляки по
происхождению, сумели завоевать авторитет в
парижском театральном и литературном мире.
Натансоны были людьми с широкой натурой и не
скупились ни на идеи, ни на деньги, инстинктивно
тянулись к новаторам, почти всегда безошибочно
улавливали все характерные для той эпохи конца
века явления, были сторонниками Малларме, Ибсена,
таких молодых художников, как Боннар, Вюйар,
Руссель, Морис Дени, Валлотон, которые именовали
себя "Наби". В февральском номере "Ревю
бланш" была напечатана хвалебная статья о
выставке Лотрека в галерее "Буссо и
Валадон".
Из братьев Натансон особенно
выделялся Таде. Высокий, крепкий мужчина, гурман
и чревоугодник, он заказывал себе огромное
количество блюд, был щедр, любил сорить деньгами,
что вполне соответствовало его живому и
увлекающемуся характеру. Очень подходило к нему
и его прозвище "Великолепный". Неутомимый
делец сочетался в нем с утонченным эстетом,
проницательный ум не мешал ему предаваться
мечтам и утопическим проектам. Это была личность
тонкая и импульсивная, глубокая и в то же время
легкомысленная. Несмотря на некоторое
ребячество, в нем чувствовался талант, но талант
необузданный. Этот великан частенько витал в
облаках, его пылкое воображение и интуиция
одерживали верх над рассудком. Он женился на
совсем молоденькой - в день свадьбы ей было всего
пятнадцать лет и три месяца, - поразительно
красивой девушке. Именно о такой жене мечтал он
всю жизнь! Звали ее Мизия. Среди ее предков были
русский князь и одаренный музыкант-бельгиец. Она
сама была виртуозной пианисткой. Мизия позволяла
себе всевозможные прихоти, не меньше, чем Лотрек
(он втайне любил ее), но, в отличие от него, она
жила в каком-то фантастическом мире и все
подчиняла своим капризам. Готовясь к свадьбе, она
истратила на белье, на "приданое феи", триста
тысяч золотых франков - все деньги, которые дали
за ней родители.
Натансоны и их друзья очень
скоро приняли Лотрека в свой круг и полюбили его.
Он стал печататься в "Ревю бланш". Через
некоторое время он попросил Мизию позировать ему
для обложки брошюрки с песней Дио
"Целомудрие".
Мизия Натансон послужила
Лотреку моделью и для одной из афиш, заказанной
"Ревю бланш". На ней художник изобразил
"сверкающую и загадочную" Мизию в меховом
болеро, с муфтой, вуалеткой и в большой шляпе,
украшенной черными перьями.
Мизия Натансон была
удивительно хороша, но художник исказил черты ее
лица. "Лотрек, почему вы всех женщин
изображаете уродливыми?" - спросила Мизия.
"Потому что они на самом деле уродливы", -
ответил Лотрек.
По материалам книги
А.Перрюшо "Жизнь Тулуз-Лотрека"/ Пер. с франц.
И.Эренбург. - М.: ОАО Издательство "Радуга",
2001. - 272 с., с илл. Книга на
ОЗОНе
|