Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
Лотреку всего тридцать один
год, и его творения прекрасны, но их с каждым
годом становится все меньше. За 1896 год у
художника накопилось всего около двух дюжин
полотен, а три года назад он написал в три раза
больше.
Лотрек никогда не работал в
состоянии опьянения, но так как в последнее время
он пил все больше, то и работал теперь урывками.
Хоть он и хорохорился: "Что? Если бы я был пьян,
я бы признался… а сами вы никогда не догадались
бы. Что?" - к сожалению, все догадывались
слишком хорошо.
Увещевать его,
останавливать? Встревоженные, убитые его
постоянным пьянством, друзья пробовали говорить
с ним. Но как его убедить? Малейшее замечание,
дружеский совет, выраженный в самой деликатной
форме, выводили его из себя. Боже, до чего же легко
он теперь взрывался по любому поводу! А иногда и
без повода! Какой уж там повод! Разве можно было
предугадать, отчего эта "душа грома и
солнца" придет в неистовство.
В марте, в одно из
воскресений, Жуаян повел Лотрека к Камондо, где
художник должен был встретиться с бывшим королем
Сербии Миланом, который хотел купить у него
картину. Не успели они войти в дом, как на Лотрека
что-то нашло, и он, оттолкнув в прихожей лакеев,
прошел в гостиную банкира прямо в котелке и с
мятым шарфом вокруг шеи. Какая муха укусила
Лотрека? Едва увидев его свергнутое высочество,
он вошел в раж. Ему явно хотелось поиздеваться
над бывшим монархом, что он и сделал, да еще как
изощренно! В ответ на вопрос Милана, не является
ли он потомком тех графов де Тулуз, которые
прославились во время первых Крестовых походов,
Лотрек дерзко ответил: "В некоторой степени,
мсье. Мы взяли Иерусалим в 1100 году, а потом
Константинополь", после чего, никогда не
кичившийся древностью своего рода, он вдруг
заявил свергнутому королю: "А вы всего-навсего
Обренович!" Милан поспешил переменить тему
разговора: "Мой сын, король Александр, горячо
интересуется искусством и обожает живопись".
"Какую живопись? - перебил его Лотрек. -
Представляю себе, что это за гадость!"
Жуаян, в ужасе увидев, какой
неприятный оборот принимает разговор (к тому же
Камондо умолял его предотвратить скандал), с
большим трудом увел своего друга. Лотрек, который
"неожиданно превратился в дикого зверя",
даже очутившись на улице, все еще не мог
успокоиться: "Каково! Обренович!
Карагеоргиевич! - кричал он. - Если говорить по
правде, то все они просто свинопасы. Все они еще
вчера ходили без штанов, в короткой юбочке!".
Резкие выходки. Внезапные
смены настроения. Обостренная чувствительность.
Неадекватные реакции.
Лига борьбы за
нравственность развернула широкую деятельность
при помощи "красивых и пристойных" плакатов.
Долой фривольность! Только благонамеренные
картины! Ну, например: святая Женевьева,
охраняющая невинность маленьких девочек.
Некоторые наивно думали, что Лотрек примет
предложение Лиги писать для них плакаты, но это
вызвало с его стороны лишь насмешки.
Лотрек, шутки ради, побывал
на нескольких заседаниях Лиги, затем из озорства
пригласил к себе этих
"монахов-проповедников" на роскошный ужин,
где было много изысканных блюд, спиртного, цветов
и женщин. Когда же все эти "светские
пономари", "пророки в шляпах с перьями",
которые хотят поставить искусство на службу
мещанству, наелись и напились, когда Лотрек
увидел, что они уже едва стоят на ногах и несут
всякий вздор, стараясь перещеголять друг друга,
он в полном восторге, испытывая чуть ли не
"садистское" наслаждение, выпроводил их из
дома. Ах, жизнь, жизнь!
А сам Лотрек, довольный,
отправился на улицу Мулен. Настоящее искусство -
не для обывателей.
Работа, дома терпимости,
алкоголь. Случалось, и нередко, что он пил чуть ли
не до утра, а затем Детома с Коолюсом, которые
теперь ходили за ним по пятам, увозили его
совершенно пьяным домой. Один он не добрался бы.
Куда девался прежний Лотрек,
так великолепно владевший собой, умевший озорно
смеяться, несмотря на щемящую тоску? Конечно,
временами и теперь он бывал так же весел и
жизнерадостен, как некогда, но это случалось все
реже и реже и проходило все быстрее.
Раздражительность, вспышки гнева, бессмысленные
поступки. Эксцентричные выходки, напоминавшие
причуды его отца. Возбужденное состояние,
которое объяснялось уже не избытком жизненных
сил, а нарушением душевного равновесия. Тяжелый
сон, длящийся то десять минут, то два часа,
который застигал его в любом месте, в любой час.
Ярость, грубость, неожиданно сменявшиеся
приветливостью и шаловливостью.
Алкоголь подтачивал силы
художника, пожирал их. И не только алкоголь, но
наверняка и болезнь, которой наградила его Рыжая
Роза. Ведь последние четыре года он совершенно не
лечился. Его чудесные лучезарные глаза тускнели,
он начал полнеть, хотя ел с меньшим аппетитом.
Друзей Лотрека волновало его
состояние. Но что можно поделать? Лотрек с каждым
днем становился все более несговорчивым и
трудным. Бурж - он в этом году выпустил свой труд
"Гигиена больного сифилисом" - советовал
Лотреку далекие морские путешествия. По его
мнению, длительное пребывание на море
"успокаивает, повышает тонус и
восстанавливает здоровье".
А пока Лотрек снял новую
мастерскую на авеню Фрошо, в озелененном
квартале, поблизости от улицы Дуэ, где жила
графиня Адель. Сам ли Лотрек стал подыскивать
себе новую мастерскую и нашел ее, или же его
заставили это сделать для того, чтобы он был
поближе к матери и она смогла бы больше уделять
ему внимания и в случае нужды ухаживать за ним?
Но переселившись поближе к
улице Дуэ и к своей "бедной святой матери",
Лотрек оказался по соседству с улицей Бреда, с
"Ла сури", улицей Пигаль и Аннетоном. Скорее
всего, именно этим и был вызван его переезд.
Уезжая из своей прежней
мастерской, Лотрек беспечно бросил там "на
усмотрение консьержа" несколько десятков, а
точнее восемьдесят семь картин. Странное
безразличие. А когда кто-то выразил недоумение,
Лотрек сказал: "Это не имеет никакого
значения".
Да, живопись не изменила его
долю. Когда он посвятил себя такому
неблагодарному делу, как искусство, он думал, что
упорный труд поможет ему стать крупным
художником и он обманет свою судьбу, он надеялся,
что искусство спасет его. Но разве человек сам
может знать, что он крупный художник? Ведь мы
видим себя глазами других. И потом, почему
крупный художник обязательно должен быть
счастлив?
Как-то в пятницу вечером
Лотрек, Анкетен и еще несколько товарищей по
мастерской Кормона шли ужинать в "Ра-мор" и
на улице Дуэ встретили Дега. "Как я рад вас
видеть! - воскликнул Дега, обращаясь к Лотреку. - Я
только что от Дюран-Рюэля. Мне показывали ваши
вещи. Это совсем недурно. В них есть лицо,
характер, да, да характер, - говорил этот желчный
человек, постукивая ногой по тротуару. - Я вас
поздравляю. Я счастлив, что посмотрел ваши
работы. Великолепно! Работайте! У вас чудесный
талант…"
Высказавшись, этот мизантроп
замолк и удалился. Все молча продолжали путь.
Лотрек, пораженный неожиданной похвалой, столь
несвойственной Дега, был взволнован до слез.
Пройдя немного, он спросил Анкетена: "Как ты
думаешь, он сказал все это серьезно?" И Анкетен,
как всегда, уверенный лишь в своей гениальности,
бросил свысока: "Да неужели ты не видел, что он
издевается над тобой!"
Один из друзей возмутился и
налетел на Анкетена, но все-таки слова последнего
оставили след в душе Лотрека, и он уже не верил в
искренность Дега.
Может ли живопись что-то
изменить? Пишут за неимением лучшего. Лотрек
вложил в искусство свою любовь к жизни, все свое
горячее стремление спасти себя. И чего же он
добился? Магические чары искусства потеряли для
него свою силу. Зачем творить, зачем трудиться?
Навсегда ли кончилось время
плодотворных поисков? Все длительные посещения
"Ла сури" дали Лотреку лишь несколько
сюжетов для литографий, среди которых меню,
украшенное изображением бульдога мадам
Пальмиры.
Эта собачья морда вызвала у
тридцатидвухлетнего Лотрека такой же восторг,
как если бы он был мальчишкой. Да и вообще
казалось, будто художник стремится вернуться к
своему прошлому, вспоминает, каким он был
когда-то. Он снова взялся за тему публичных домов,
сделал на литографском камне портрет венки
Элизы, обитательницы дома на улице Мулен. В этой
литографии он достиг небывалой легкости.
Вспомнил он и о "Мулен Руж", где не бывал уже
много месяцев, и, использовав композицию одной из
своих старых картин, изобразил на литографском
камне сцену в этом кабаре.
"Венка Эльза". 1897 г.
Цветная литография.
Частная коллекция.
Впрочем, тоска и
воспоминания перенесли Лотрека в еще более
ранний период его жизни, в замок Боск, в сказочный
мир детства и юности. Снова, как пятнадцать лет
назад, он увлекся лошадьми и экипажами. Воллар
заказл ему цветную литографию для одного из
своих "Альбомов художников-граверов", и
Лотрек обратился к тему, с которой начинал свой
творческий путь: он нарисовал "Английский
шарабан", поразительно передав движение. Он
сделал еще одну литографию - "Экипаж,
запряженный цугом".
"Я напишу таких красавцев
скакунов", - сказал когда-то Лотрек отцу. "Да,
намалевать их на бумаге ты можешь", - ответил
ему граф Альфонс.
Живопись ничего не заменила.
Зачем продолжать игру?
В этот период Лотрек пишет несколько ню - рыжих
женщин. Мрачные, желчные, тяжелые картины. От тел
этих женщин "в красных и зеленых прожилках"
веет могилой.
"Отдыхающая обнаженная". 1897 г.
Масло на деревянной доске.
12х15 1/2 дюймов.
Фонд Барнса.
|
"Обнаженная перед зеркалом". 1897 г.
Картон, масло.
|
Часть лета 1897 года Лотрек
провел в Вильнёв-сюр-Ионн, у Натансонов. Там он
написал два портрета Мизии - один в домашней
кофте, второй - за пианино. Раз по десять в день он
просил Мизию сыграть ему одно и то же
произведение: "Афинские руины" Бетховена.
"Ах, какая это прелесть, Руины"! Еще раз
"Руины", Мизия!"
Художник и молодая женщина часто уходили в сад
поваляться на траве. Там они играли в игру,
которая в равной мере развлекала обоих: Мизия
садилась на землю, прислонившись спиной к дереву,
и читала или делала вид, что читает, а Лотрек,
вооружившись кистью, щекотал ей ступни, на
которых, как он утверждал, он видел
"воображаемые пейзажи". Эта игра могла
продолжаться много часов.
Сколько женщин так никогда и не узнали, как их
любил Лотрек!
Однажды утром Натансоны были
разбужен выстрелами, доносившимися из комнаты
Лотрека. В ужасе они бросились туда.
Лотрек, сидя на корточках на кровати, стрелял в
паука, который в противоположном углу комнаты
плел свою паутину…
Граф Альфонс, узнав, что его
сын много пьет, раза два высказывал такое
предложение: "Пусть он уезжает в Англию, там на
него не будут так обращать внимание". Кстати, в
Лондоне - и близкие знали это - Лотрек не пил или
пил очень мало.
Было решено, что Лотреку
неплохо поехать в Лондон. Такое путешествие
могло на какое-то время заставить его вести
трезвый образ жизни. Именно с этой целью графиня
Адель и Жуаян, которые постоянно старались чем-то
отвлечь Лотрека от парижских кабаков,
организовали в Лондоне выставку его
произведений на Риджент-стрит, в филиале галереи
"Гупиль". Устройство выставки предоставили
самому Лотреку, чтобы как можно больше занять его
делом. Жуаян должен был приехать к нему лишь
накануне вернисажа.
Это предложение пришлось
Лотреку по душе. Он немедленно принялся
подбирать картины. Прежде чем послать их в
Англию, он пригласил в свою мастерскую человек
двадцать знакомых, чтобы те посмотрели, что он
отобрал. "Вот так и надо показывать свои
произведения, - сказал он, - и только тем, кого они
могут заинтересовать".
Взяв свой маленький,
удлиненной формы, пухлый брезентовый саквояж - он
уже стал легендарным, - Лотрек отбыл в Лондон.
Вскоре он смертельно заскучал там. Надо отдать
ему должное, он не пил, особенно после того, как
однажды вечером стал свидетелем очень
неприятной сцены: перед гостиницей на
Черинг-Кросс несколько полисменов зверски
расправились с каким-то пьяным в цилиндре,
который, когда его выгнали из гостиницы, стал
скандалить с портье. Портье свистком вызвал
полисменов, те схватили этого господина,
подбросили вверх, и он упал на землю. Они
повторили это раза четыре, пока бедняга не
потерял сознание; тогда его унесли. Весьма
энергичный прием! Лотрек был потрясен.
В ожидании приезда Жуаяна он
бродил по городу как неприкаянный. Впервые
оказавшись один, без друзей, без поддержки,
предоставленный самому себе, он как никогда
остро почувствовал свою беспомощность.
Охваченный тоской, он каждый день ходил на вокзал
встречать поезда из Франции с тайной надеждой
увидеть какого-нибудь знакомого.
Наконец приехал Жуаян.
Выставка открылась в
понедельник второго мая 1898 года. Жуаян,
бесспорно, не отважился бы организовать эту
выставку, если бы не рассчитывал таким образом
отвлечь Лотрека от губительных для него
соблазнов. Да, это было довольно рискованное
предприятие! Ни английская публика, ни критика не
были подготовлены к тому, чтобы понять и оценить
творчество Лотрека. Большинство англичан
викторианской эпохи совершенно не
интересовались французской живописью последних
десятилетий. Они предпочитали претенциозных
художников-прерафаэлитов. Королевская Академия
пользовалась полным авторитетом. Обычно галерея
"Гупиль" продавала картины Коро, Теодора
Руссо или же незначительных голландцев, таких,
как Мауве и Марис.
Как же при таком отношении к
современной живописи должны были восприниматься
те семьдесят восемь произведений, которые
показал Лотрек?
Кроме того, в Англии Лотрека
практически не знали, хотя он и принимал участие
в двух выставках плаката - в 1895 и 1896 годах- - в
"Роял Аквариум". А для тех, кто его знал, он
был всего-навсего художником "злачных мест",
что не украшало его имя. В Париже англичане в
первую очередь спешили в "Мулен Руж" или в
"Жарден-де-Пари", словом, в самые
"фривольные" заведения, но здесь, в Англии,
все должно быть благопристойно, и английскую
добродетель не могли не скандализировать работы
художника. К тому же Лотрек еще осмелился сделать
на холсте и на литографском камне портреты
Оскара Уайльда, этого потерявшего честь
человека, имя которого в Англии было предано
анафеме.
Несмотря на все эти
неблагоприятные обстоятельства, члены
королевской семьи, и в первую очередь принц
Уэльский, обещали открыть выставку. "Эй,
д'Уэльс, выставишь шампанское?" У наследника
английского престола виды "Мулен Руж" и
портреты Ла Гулю и Джейн Авриль должны были
вызвать немало воспоминаний. Ах, Париж!
Королевская свита
задерживалась, и Лотрек, примостившись на мягком
диване, задремал. Проснувшись, он узнал, что принц
Уэльский уже был и ушел, настояв, чтобы художника
не будили. "Славный малый!" - заметил Лотрек и
снова погрузился в сон.
Скандальная репутация
художника привлекала на выставку много
любопытных, которые с удовольствием глазели на
сцены парижского разврата, делая при этом вид,
что они шокированы. Чтобы ублаготворить эту
"целомудренную" публику, руководители
галереи "нейтрализовали" картины Лотрека,
повесив рядом с ними добродетельных пейзажистов
1830-х годов. Пресса, естественно, набросилась на
Лотрека: его темы "не для почтенных леди",
"у него стремление только к вульгарному",
одним словом, его творчество "на редкость
безобразно" и "просто чудовищно". После
закрытия выставки, в начале июня, газета "Леди
пикчуриел" с удовлетворением писала: "Слава
Богу, что в галере снова вывешены Коро, Добиньи,
Мауве, Марис и Сван, они-то уж не оскорбляют нас, а
ласкают наш взор".
Раньше такой прием огорчил
бы Лотрека. А теперь… "Какое это имеет
значение!" - сказал он. Ему хотелось только
одного - поскорее вернуться во Францию.
Как ни старались друзья
Лотрека, какие ни придумывали поездки и
развлечения, они в конце концов поняли, что
спасти его - выше их сил.
Нет сомнения в том, что
Лотрек сознавал, что губит себя. Это было самое
ужасное - казалось, он заранее был ко всему готов
и намеренно "шел ко дну".
Конечно, алкоголь, женщины,
многолетнее переутомление - все это ослабило его
волю. Впрочем, судя по всему, он и не стремился
укрепить ее. Он скатывался в пропасть, и ничто не
удерживало его, ничто не вызывало желания
бороться с соблазнами.
Походка Лотрека стала
тяжелой, шаркающей, говорил он еще отрывестее,
еще шепелявее и так неразборчиво, что временами
его трудно было понять. Взгляд стал мутным,
тусклым, и, как замечает Натансон, у него блестели
уже не глаза, а стекла пенсне.
Наступила зима, и его состояние резко ухудшилось.
В сопровождении собачки Памелы Лотрек бродил по
улицам. Им овладел страх.
Он подозрительно
оглядывался по сторонам. Все хотят его обидеть.
Все стараются причинить ему зло. Возможно,
Лотреку стали давать меньше денег. Во всяком
случае, ему все время их не хватало. Однажды он
пришел к Дюран-Рюэлю на улицу Лаффит с какой-то
женщиной и, протянув шляпу, попросил денег:
"Для этой дамы, с которой я провел ночь!"
Дюран-Рюэль отказал ему, и тогда Лотрек встал у
входа в галерею и принялся просить милостыню,
понося торговца и собирая зевак.
А что это за мухи летают
вокруг? Сколько их! Чего они от него хотят, черт
побери! Чего от него хотят эти проклятые мухи?
Лотрек взрывался, потом успокаивался и даже
смеялся над собой, но этот смех, как печально
отметил Натансон, "был так же не похож на его
прежний смех, как не похожи на себя наши покойные
друзья, когда мы видим их во сне".
Лотреком овладел страх.
Ложась спать, он клал рядом
свой "крючок для ботинок" - в случае, если на
него нападут, он сможет защищаться. Но врагов так
много! Даже микробы и те ополчились на него.
Мастерская просто наводнена ими. Микробы! Их
полчища! А? Что? Смотрите, как они кишат повсюду!
Ну, подождите же! Лотрек купил керосин и полил им
пол.
К Лотреку приставили
человека, который должен был незаметно охранять
его. Лотрек, узнав об этом, не стал возражать и
представлял своего телохранителя знакомым как
квартального комиссара полиции. Да, да, они
вдвоем - и еще Памела! - по ночам устраивают облавы
на соседних улицах.
К сожалению, этот
полицейский не умел пить, совсем не умел пить!
После каждой "облавы" Лотрек вынужден был
оставлять его вдребезги пьяным в каком-нибудь
баре.
В начале 1899 года Джейн
Авриль, храня верность Лотреку, которому она, по
ее словам, была обязана славой, заказал ему новую
афишу. Лотрек сделал неудачную, вымученную
композицию, в которой есть нечто порочное - кобра
обвивает тело нагнувшейся танцовщицы. Плод
больного воображения! Афиша не была напечатана.
"Джейн Авриль". 1899 г.
Цветная литография.
Частная коллекция.
Тогда же, в феврале, Лотрек
сделал несколько литографских камней. Нелепые,
бредовые сцены! В одной из них, например, среди
других персонажей он изобразил собаку с очками
на морде, с трубкой в заду и шпорами на лапах.
Кошмары. Галлюцинации.
Лотрек пытается укротить картонного слона. Он
сражается со своими врагами, сражается до
изнеможения. То за ним гонится свора
фокстерьеров, то появляется страшный зверь,
огромный зверь без головы, который ползает,
прижимает его к кровати, стараясь его раздавить.
Лотрек в ужасе, весь в поту, зарывается в постель.
"Вот что нас ждет!" -
предсказал он как-то после романа с Рыжей Розой,
глядя вместе с Гози на репродукцию
"Сумасшедшего" Андре Жилля. С тех пор прошло
десять лет. Лотрек выходит на улицу в красных
брюках, крепко сжимая в кулаке голубой зонт, с
фаянсовой собачкой под мышкой. Алкоголь сделал
свое дело. Алкоголь и "подарок" Рыжей Розы.
Алкоголь и отчаяние. Длительное самоубийство
совершилось.
В середине века племянник
знаменитого психиатра Пинеля открыл в Нейи, на
Мадридской улице, 16, в замке XVIII века Сен-Жам
психиатрическую лечебницу. Эта небольшая - на
пятьдесят пять человек (двадцать пять мужчин и
тридцать женщин) первоклассная больница, которой
руководил теперь доктор Семелень, была
рассчитана на пациентов из обеспеченных семей:
содержание больного стоило пятьсот-шестьсот
франков в месяц.
И в этот замок в конце
февраля 1899 года, однажды утром привезли Лотрека.
В последнее время
неуравновешенность художника настолько
усилилась, что о путешествии нечего было и
думать. Встал вопрос о том, что возможно, придется
поместить Лотрека в больницу, где его насильно
заставят отдохнуть и начнут лечить от
алкоголизма. Бурж, как врач, считал, что эта мера
неизбежна и должна быть принята в самое
ближайшее время, но близкие Лотрека от одной
мысли об этом приходили в ужас. Графиня Адель,
Тапье и особенно Жуаян не могли смириться с ней.
Что же касается графа Альфонса, то он предпочел
держаться в стороне. Он не будет возражать, если
примут такое решение, но сам он умывает руки.
Лично он находил "возмутительным… такое
покушение на право пить, которое имеют французы и
все народны соседних с Францией стран".
Родные Лотрека так и не
пришли к соглашению, пока белая горячка не
сразила Лотрека на улице Мулен. Теперь другого
выхода не было. На следующее утро врач и санитары
остановили Лотрека у его мастерской, насильно
посадили в карету и увезли в Нейи.
Лотрека стали лечить, стали
приучать к строгому режиму. Пить ему давали
только воду. Через несколько дней он начал
приходить в себя. Он попытался понять, где
находится, внимательно осмотрел свою комнатку:
тяжелые портьеры, зарешеченное окно. Вокруг
камина тоже решетка. На столе лампа, наполненная
маслом. Дверь в соседнюю комнату, там какой-то
человек лет пятидесяти, наголо остриженный, с
маленькими усиками, тонкими ногами, шишковатым
лбом и выпирающими надбровными дугами.
Сознание Лотрека еще
затуманено, его охватывает то ярость, то страх, и
он мечется по своей камере: что с ним произошло?
Он ничего не помнит.
Лотрек осунулся. Заросшие
щетиной щеки ввалились. Руки дрожат.
И ему хочется пить.
Он облизывает губы.
Обескровленные, они даже стали тоньше.
Где он? Он впадает в буйство, потом сникает.
Мыслей нет. Им овладевает животный страх. Он
кричит. Он неистовствует. Мужчина из соседней
комнаты выходит, пытается успокоить его. Лотрек
глядит на него, на решетчатое окно, через которое
в комнату проникают мартовские сумерки…
Графиня Адель с болью
смотрит на сына.
Но вот постепенно кошмары
оставляют Лотрека. Как слепой, на ощупь, он
пробирается к свету. Мрак рассеивается,
появляются проблески сознания. И он понимает -
это больничная палата, он в доме для умалишенных.
А человек, который так ласково разговаривает с
ним, - надзиратель. Мало-помалу Лотрек
возвращается к действительности, которая еще
омерзительнее всех бредовых видений.
Для него это страшный удар.
Мозг Лотрека начинает
усиленно работать, хотя он еще не в состоянии
связать мысли. Временами он вспыхивает гневом,
возмущается, но уже старается сдержать себя, и
врачи находят, что он достаточно покорен, и
позволяют надзирателю выводить его на прогулку в
парк. Лотрек разглядывает деревья, сохранившийся
отрезок узкого канала, который ведет к Сене,
статуи, руины храма богу любви, свидетельство
вычурного и изящного XVIII века. И еще он видит в
парке больных…
По мере того как прояснялся
его разум и он отчетливо начинал осознавать свое
положение, ему все нестерпимее становилась
мысль, что он находится в заточении. Он задыхался,
но молчал, никогда не жаловался, инстинктивно
чувствуя, что ему необходимо хитрить. Ах, если бы
только он мог пить! Вода не утоляла его жажды. На
туалетном столики он обнаружил флакон зубного
эликсира Бото и жадно выпил его.
Состояние Лотрека
улучшалось, и даже гораздо быстрее, чем можно
было предположить. Уже 12 марта графиня Адель
писала Жуаяну: "Он читает и немножко, ради
забавы, рисует".
У Лотрека созрел план. Если
он будет рисовать, если он докажет, что он
по-прежнему талантливый художник, то все поймут,
что они не имеют права, не имеют никакого права
держать его взаперти, вместе с какими-то
безумцами. Как могли его, свободного человека,
засадить сюда и приставить к нему надзирателя,
который неотступно следует за ним! Все его
существо восстает против такого насилия.
Лотрек негодовал на тех, кто
засадил его в больницу. Память все еще изменяла
ему, наиболее отчетливые воспоминания
относились к далекому прошлому, но он по каким-то
отдельным деталям восстанавливал факты и метал
громы и молнии против Тапье и Буржа, считая их
главными виновниками того, что его упрятали сюда.
Он возмущался, впадал в
панику. А вдруг его так и будут держать в этом
заведении, как ту сумасшедшую, которая провела
здесь уже сорок восемь лет. "Раз это больница
для богатых, то, наверное, выйти отсюда нелегко, -
размышлял Лотрек. - Богатые пациенты выгодны, и
врачи, наверное, стараются продержать их
подольше". Но как бороться против
"сообщничества семьи и медиков",
действующих из "сострадания или корысти"? Не
засадили ли его сюда на всю жизнь?
Лотрек лихорадочно принялся рисовать. Амнезия
еще не была ликвидирована, но пальцы полностью
сохранили умение передавать формы по памяти. Они
сами, помимо него, наносили на бумагу резкие
линии, которые выдавали возбуждение художника.
Но начало было положено.
В середине марта врачи
разрешили посещения. Лотрек немедленно вызвал
Жуаяна и попросил его как можно скорее достать
ему "зернистого камня, коробку акварели, сепии,
кисти, литографские карандаши, хорошего качества
тушь и бумагу. Приходи скорей и пошли все с
Альбером".
Жуаян с тяжелым сердцем
поспешил к Лотреку. По дружескому тону письма
Жуаян понял, что здоровье Лотрека лучше и
пребывание его в психиатрической больнице
оправдало себя. Но нужно ли его держать там
дальше? Этот вопрос не давал Жуаяну покоя.
Правильно ли подходить к
художнику, "обладающему такой повышенной
чувствительностью", с той же меркой, что и к
обычным больным? Как и сам Лотрек, Жуаян боялся,
что его никогда не выпишут. "Богатство для
больного - дело опасное", - размышлял он.
Лотрек встретил своего друга как
"освободителя". Для него Жуаян был связан с
внешним миром, он принес в его "камеру" струю
свежего воздуха.
Лотрек был спокоен, здраво
рассуждал, показал Жуаяну свои наброски.
"Когда я сделаю достаточное количество
рисунков, - сказал он, - меня уже не смогут не
выпустить отсюда. Я хочу уйти, меня не имеют права
держать здесь".
Страстно желая поскорее
выбраться из больницы, Лотрек продолжал много
работать. Его палата, превращенная им в
мастерскую, была завалена рисунками, акварелями,
холстами, литографскими камнями.
Лотрек сделал портрет своего
надзирателя - в оранжевых и серовато-синих тонах,
пронизанный грустью. Цветными карандашами он
нарисовал голову больного старика: мягкие черты
лица, страдальческое и смиренное выражение, в
котором сквозит глубокая человечность.
Удивительно волнующее произведение, в котором
явно проявляется симпатия художника к модели.
Но все же призраки прошлого
уводили Лотрека от действительности. Они витали
вокруг него, тянули его к себе, всеми силами
заставляя забыть о настоящем. Пользуясь главным
образом цветными карандашами, а также пастелью,
сангиной, тушью и свинцовым карандашом, Лотрек
рисовал цирковые сцены - дань тем далеким дням,
когда он ходил с Пренсто в цирк Фернандо.
С нечеловеческим усилием он
извлекал из глубин своей памяти мельчайшие
подробности, с удивительной точностью передавая
движения клоунов, укротителей, канатоходцев,
акробатов, наездниц. Причем он совершал это чудо
не раз и не два - он сделал подряд тридцать девять
рисунков, посвященных цирку.
"В цирке: дрессировщик животных".
1899 г.
Рисунок карандашом и цветной пастелью.
Частная коллекция.
|
"В цирке: объездка лошадей". 1899 г.
Рисунок цветной пастелью и древесным углем на
бумаге.
Частная коллекция.
|
Во всех этих работах, за
исключением одной, Лотрек нарисовал своих
персонажей на фоне пустого амфитеатра. Все они -
клоуны, лошади, дрессировщики обезьян - показаны
как бы вне времени, вне жизни, словно образы наших
снов, которые медленно движутся в полной тишине.
Все в прошлом. Все потеряно. Жизнь кончилась.
Пустой зал - деталь, внесенная, возможно,
бессознательно и уж наверняка бессознательно
неоднократно повторенная в рисунках, -
производит гнетущее впечатление. Когда Лотрек
показал Таде Натансону свои рисунки, тот
принялся не умолкая говорить, чтобы скрыть от
художника ужас, охвативший его при созерцании
этих картин мертвого мира. "Увидим ли мы
прежнего Лотрека?" - грустно спрашивал себя
Таде Натансон.
Нельзя сказать, что в этих
рисунках есть что-то бредовое, но куда девались
лотрековская легкость, его полная свобода? Дело
не в искажениях пропорций, не в некоторых
неточностях. Тягостно и страшно другое - это
вымученные рисунки. В них нет полета, нет той
волшебной искорки, которая ему была присуща. В
них не чувствуется гениальности, вернее, они
отражают ее другую, темную сторону, словно
художник перешел ту грань, которая отделяет
гения от безумца. Истинно великое произведение -
это танец над пропастью, а в рисунках Лотрека
есть что-то надуманное, они выполнены слишком
старательно и в то же время с каким-то надрывом,
словно в состоянии трагического смятения.
Белая горячка сделала
Лотрека другим человеком. Сможет ли он после
стольких недель, проведенных в больнице для
умалишенных, после пребывания в палате для
буйных, преодолеть себя?
Навещала его и Мизия. Для
Лотрека она была "ласточкой", "голубкой с
Ноева ковчега", предвестницей свободы, о
которой он так мечтал. Неужели он не заслужил эту
свободу своими рисунками, теми пятьюдесятью
произведениями, которые он сделал после своего
выздоровления? Он не давал матери покоя, умоляя
ее поговорить с врачами. Графиня Адель, которая
всегда была мягка с сыном и еще, возможно,
упрекала себя в том, что она - виновница его горя,
в конце концов уступила ему. По ее просьбе 17 мая
состоялся консилиум врачей Дюпре, Сегло и
Семеленя. Они констатировали в своем заключении,
что у художника сохранилось "легкое дрожание
рук" и "некоторое расстройство памяти", но
тем не менее сочли возможным выписать его из
психиатрической больницы. Однако было добавлено:
"… ввиду амнезии, изменчивости характера,
слабоволия необходимо во время пребывания мсье
Анри де Тулуз-Лотрека вне лечебного учреждения
обеспечить постоянное наблюдение за ним, как
физическое, так и нравственное, чтобы не давать
ему возможности вернуться к прежнему образу
жизни и тем самым обречь себя на рецидив, который
будет опаснее первых припадков".
Через два дня Лотрек покинул
замок Сен-Жам.
По материалам книги А.Перрюшо "Жизнь
Тулуз-Лотрека"/ Пер. с франц. И.Эренбург. - М.: ОАО
Издательство "Радуга", 2001. - 272 с., с илл. Книга на
ОЗОНе