Поль Сезанн: биография
Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
Поль Сезанн родился 19 января
1839 года в Экс-ан-Прованс, небольшом городке на юге
Франции, в 15 милях к северу от Марселя. Отец
будущего художника, Луи-Огюст Сезанн ,занимался
производством и продажей фетровых шляп, а в 1848
году стал совладельцем единственного в городе
банка. С матерью Поля, Элизабет Обер, он
обвенчался лишь в 1844 году, когда маленькому Полю
исполнилось пять лет. У Поля были две сестры -
Мари (родилась в 1841 году) и Роза (родилась в 1854
году).
Поль рос очень воспитанным
ребёнком, неплохо учился. Одного из его ближайших
школьных друзей звали Эмилем Золя - ему
предстояло стать известнейшим писателем. В 1858
году Сезанн начал ходить в местную школу
рисования. Однако Луи-Огюст, не желавший видеть
своего сына художником, настоял на том, чтобы
Поль обучался праву. Увидев, насколько неохотно
тот подчиняется его воле, отец всё-таки отпустил
его в Париж изучать живопись и даже назначил ему
скромное содержание. Это произошло в 1861 году.
В Париже Сезанн стал
заниматься в Академии Сюиса (названной так по
фамилии основателя), куда мог поступить каждый,
заплатив небольшой взнос за натуру и накладные
расходы. В то время рисунки Сезанна были
настолько же энергичными, насколько неуклюжими, -
они не раз становились объектом насмешек со
стороны других начинающих художников.
Поль держался очень
застенчиво и ни с кем не заводил близкого
знакомства. По счастью, его талант сумел
рассмотреть Камиль Писсарро, один из "отцов"
импрессионизма. Другим человеком, поддержавшим
юношу в Париже, был Эмиль Золя, перебравшийся
сюда ещё в 1858 году. И всё же спустя несколько
месяцев Сезанн, терзаемый страхами и сомнениями,
покинул Париж и возвратился в родной Экс, чтобы
поступить на службу в банк своего отца.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Томясь банковской службой,
Сезанн вскоре вернулся к своей мечте - стать
художником. В ноябре 1862 года - он снова в Париже.
Чтобы успокоить отца, Поль предпринял попытку
поступить в престижную Школу изящных искусств,
но, провалившись, вернулся в Академию Сюиса.
Спустя год он предложил несколько своих картин
для официальной выставки в Салоне - все они были
отвергнуты. Эта ситуация с грустным постоянством
повторялась до 1882 года, когда одна из картин
Сезанна всё же попала в Салон.
В 1869 году Сезанн
познакомился и начал жить с Мари-Ортанс Фике. Она
подрабатывала позированием, что и послужило
поводом для знакомства. Ортанс едва исполнилось
19 лет, она была хороша собой. Свою связь с нею
Сезанн скрывал от своего прагматичного отца,
прекрасно понимая, что этот роман его не
обрадует. В 1872 году Ортанс родила Сезанну сына,
названного тоже Полем.
Вскоре художник решил оставить Париж. Он
последовал совету Писсарро и перебрался с семьёй
в Понтуаз, живописный городок в 15 милях к
северо-западу от столицы. Незадолго до этого в
Понтуазе обосновался и сам Писсарро.
В следующем году семья
Сезаннов переехала в Овер, а ещё через год
вернулась в Париж. С этим коротким периодом
странствий связан момент самоопределения
Сезанна, как художника. Он (не без влияния
Писсарро) стал писать в импрессионистической
манере. Сезанн принял участие в первой (1874) и
третьей (1877) выставках импрессионистов. У
художника появились первые поклонники, и среди
них страстный коллекционер Виктор Шоке, который
со временем собрал в своей коллекции 32 картины
художника.
Часто навещая родителей в
Эксе, Сезанн продолжал скрывать от отца правду об
Ортанс и Поле-младшем. Мать же знала обо всём с
самого начала и не раз тайно навещала обожаемого
внука. Всё открылось в 1878 году, когда Луи-Огюст
вскрыл письмо жены, адресованное сыну. Поначалу
он потребовал, чтобы Поль бросил свою семью, но
тот категорически отказался сделать это - даже
под угрозой лишиться финансовой поддержки.
Подступила бедность. В это трудное время Сезанну
подставил дружеское плечо Золя, уже ставший
преуспевающим романистом.
В 1886 году эта дружба
кончилась резким разрывом. Золя опубликовал
роман "Творчество", главный герой которого,
художник-неудачник, был списан с Сезанна. С тех
пор Сезанн и Золя никогда больше не
разговаривали и не виделись друг с другом.
В том же году Сезанн оформил свой брак с Ортанс.
Церемония бракосочетания прошла в Эксе, и на ней
присутствовал отец художника, что означало их
примирение. А осенью Луи-Огюст умер, оставив сыну
большое наследство. Сорокасемилетний Сезанн
наконец-то получил возможность, не заботясь о
хлебе насущном, безраздельно отдаться живописи.
Ничто больше не отвлекало
его от искусства. Даже семья. Брак с Ортанс вскоре
стал номинальным - по большей части, супруги жили
теперь врозь: Поль в большом поместье отца Жа де
Буффан (что в переводе означает "обиталище
ветров") на западной окраине Экса, а Ортанс с
сыном в Париже. Впрочем, Сезанн всегда оставался
любящим и нежным отцом. Он часто навещал Париж, но
за границы Франции не выезжал никогда, не считая
короткой поездки в Швейцарию в 1890 году.
Из старых друзей крепкие
связи Сезанн сохранил с Клодом Моне. Осенью 1894
года он посетил Моне в его доме, в Живерни, где
познакомился, в частности, со скульптором
Огюстом Роденом и американской художницей Мэри
Кэссет. В одном из своих писем она назвала
художника "медведем с нежным сердцем". Мэри
писала, что поначалу опасалась Сезанна, но вскоре
поняла, что "его внешность обманчива, и он
совсем не такой свирепый, каким кажется на первый
взгляд… На самом деле, это благороднейший
человек, каких не часто встретишь в наше время…
Он подаёт пример отношения к другим, и сам
относится с уважением даже к местной
идиотке-горничной…"
ПРИЗНАНИЕ
Работы Сезанна время от
времени выставлялись в Париже и других городах,
но об истинном признании, какого он заслуживал,
говорить не приходилось до 1895 года, когда молодой
коллекционер Амбруаз Воллар в своей парижской
галерее организовал большую персональную
выставку Сезанна (около 150 работ). На обычную
публику эта выставка не произвела особого
впечатления, однако увиденное потрясло
несколько молодых художников. В их среде Сезанн
сразу стал культовой фигурой. Его достаточно
уединённая жизнь сделала этот образ ещё более
загадочным, почти легендарным. Поездки к Сезанну
молодые художники называли между собой
"паломничеством в Экс" - надо сказать, что
сам Сезанн относился к своим новым поклонникам
намного теплее, чем к большинству художников
своего поколения.
В 1897 году умерла мать
Сезанна, а в 1899 году он был вынужден продать Жа де
Буффан, чтобы оплатить оставшиеся после неё
долги.
После этого он снимал квартиру на улице Бульгон в
Эксе. В 1901 году художник купил участок земли на
северной окраине Экса и устроил там студию.
Теперь это музей, в котором, правда, нет ни одной
картины Сезанна. После 60 лет его стали
преследовать болезни, и он крайне редко покидал
Экс.
В 1906 году Сезанн писал одному
из своих молодых последователей, художнику и
беллетристу Эмилю Бернару: "Я стар, болен, и я
поклялся умереть за работой". Всё случилось по
писанному. 15 октября того же года он, работая на
природе, в окрестностях Экса, попал под сильный
дождь. Возвращаться с тяжёлым снаряжением по
холмистой местности, да ещё в грозу, оказалось
выше его сил - старый художник упал на дороге и
был доставлен домой без сознания. Неделю спустя,
22 октября 1906 года, Сезанн скончался от воспаления
лёгких.
К этому времени масштаб его,
как художника, был совершенно ясен
современникам, и посвящённая памяти Сезанна
парижская выставка 1907 года лишь подтвердила это.
По материалам:
"Художественная галерея. Сезанн". №8, 2004.