"...В 1875 году художники хотели бы
снова устроить выставку работ всей группы.
Однако по материальным соображениям они решают
предварительно принять участие в общем большом
аукционе в отеле Друо. Сезанн не хочет в нем
участвовать и, по правде говоря, не раскаивается
в своем отказе.
24 мая аукцион
состоялся. Он проходил бурно. Распоясавшаяся
толпа отвечала негодующим визгом на каждое
увеличение цен. Люди в зале сбивали друг друга с
ног, ожесточенно спорили, готовые пустить в ход
кулаки.
Оценщику пришлось
вызвать полицию. И все же вопреки усилиям
некоторых любителей живописи, таких, как Кайботт
и Теодор Дюре, защищавших импрессионистов и
старавшихся поднять цены, аукцион заканчивается
полным крахом.
Семьдесят три
полотна, присланные Ренуаром, Моне, Сислеем и
Бертой Моризо, были проданы по смехотворно
низким ценам. При этом скандальном шуме, который
по враждебности превзошел все самые худшие
предположения художников, товарищи Сезанна пали
духом и отказались от намечавшейся выставки.
Зато компенсацией за все неудачи в отеле Друо
стала дружба с Виктором Шоке, скромным
коллекционером, влюбленным в Делакруа, служащим
Главного таможенного управления. В зале среди
немногих посетителей, сочувствующих
импрессионистам и противостоящих разгневанной
толпе, художники заметили человека средних лет,
высокого, с красивыми посеребренными волосами,
худым костистым лицом аскета, на котором
лихорадочно горели глубоко посаженные глаза.
Тряся бородкой, он, не щадя сил, с жаром защищал
выставленные работы, неизменно учтивый и
сдержанный.
Кто он? Ренуар узнал
об этом на следующий день из полученного им
письма, в котором таможенный чиновник,
назвавшись, хвалил полотна художника и
спрашивал, не согласитсяч ли он написать портрет
госпожи Шоке. Минувшей весной Шоке намеревался
посетить выставку на Бульваре капуцинок, но
друзья почему-то отговорили его. В отеле Друо он
все-таки побывал. Случайно. И не раскаивается в
том. Полотна Ренуара слегка напомнили ему
картины любимого им Делакруа, которые он
коллекционирут. Между Шоке и Ренуаром быстро
устанавливаются добрые отношения. Шоке - образец
подлинного любителя живописи, его не интересуют
ни мода, ни рыночная цена полотен и, уж конечно,
меньше всего спекулятивные махинации с
картинами.
Шоке не богат:
приобретая картины, он многого себя лишает,
экономит на питании, одежде и даже обходится без
зимнего пальто. Но Шоке наделен в наивысшей
степени тем, чего ни за какие деньги не купишь: у
него превосходный вкус. Шоке приобретает только
те картины, которые ему полюбились, полагаясь при
этом лишь на интуицию; покупает для своего
удовольствия, из чувства непреодолимой
потребности: искусство для него насущная
необходимость, в нем вся его жизнь.
Шоке мог бы
подняться по служебной лестнице на более высокую
ступень, если бы согласился переехать в
пограничный район. Карьере он предпочел жизнь в
Париже и возможность в свое удовольствие рыться
в лавках с разным старьем, у антикваров,
торговцев эстампами, букинистов. Его глубокое
понимание искусства, безошибочное чутье,
неиссякаемое терпение да еще тупость
современников, отвергающих даже Делакруа,
позволили Шоке собрать сокровища в своей
квартире на улице Риволи против Тюильрийского
парка. Ренуар в восторге от музея, который он тут
обнаружил. Здесь собрано двадцать картин
Делакруа, не считая многих его акварелей и
рисунков, работы Курбе и Мане, прелестное полотно
кисти Коро; есть тут мебель XVI века, Людовика XIII,
эпохи Регентства, Людовика XV, Людовика XVI, а также
большая коллекция старинных часов, неверский и
лотарингский фаянс и фарфор севрский, Индийской
компании, Турне, Шантийи, Сен-Клу...
В первую же встречу
с Шоке Ренуар по-братски вспомнил о Сезанне: если
есть человек, который в состоянии оценить
мастерство Сезанна, то это, безусловно, Шоке.
Однажды Ренуар привел своего нового друга на
улицу Клозель - в лавку папаши Танги - взглянуть
на полотна художника из Экса. Ренуар не ошибся.
Реакция последовала немедленно. Остановив свой
выбор на полотне "Купальщицы", Шоке тут же
купил его. "Как чудесно это будет выглядеть, -
воскликнул он, - между Курбе и Делакруа!" В
восторге от своего приобретения Шоке с Ренуаром
возвращается к себе на улицу Риволи. Однако Шоке
не без волнения переступает порог своей
квартиры: оценит ли покупку жена? "Послушайте,
Ренуар, окажите мне услугу. Скажите моей жене, что
картина Сезанна принадлежит вам, а уходя, вы
забудете прихватить ее с собой. У Марии будет
время привыкнуть к картине, прежде чем я
признаюсь, что она моя".
Однако признание не
замедлило последовать, так как Шоке не терпелось
лично познакомиться с Сезанном. Покаявшись в
обмане, Шоке попросил Ренуара пригласить автора
"Купальщиц" на улицу Риволи. Так встретились
два страстно увлеченных человека. "Ренуар
говорил мне, что вы любите Делакруа", - заметил
Сезанн, едва переступив порог квартиры. "Я
боготворю Делакруа, - ответил Шоке. - Посмотрим
вместе все, что есть у меня из его работ". И вот
коллекционер и художник рассматривают
развешанные на стенах полотна, извлекают из
разных ящиков и коробок акварели и рисунки.
Теперь произведения Делакруа разбросаны
повсюду: на стульях, на обитых розовым шелком
креслах эпохи Людовика XVI и даже на устланном
коврами полу. Шоке и Сезанн, стоя на коленях,
смотрят, восхищаются, вскрикивают. И вдруг,
потрясенные, не справившись с волнением, плачут.
Так завязывается большая дружба.
"Моральную
поддержку" - вот что отныне Сезанн находит у
Шоке. Шоке на лету схватывает все замыслы
художника. Для него Сезанн - великий мастер
современности. Если в присутствии Шоке
заговаривают о живописи, он торопится вставить в
беседу два слова, выражающих всю его страсть:
"А Сезанн?" Сезанн становится "его
художником". Часто он вместе с Ренуаром
обедает у Шоке. Два новых друга поддерживают
постоянные отношения, вдохновляемые
благоговейным восторгом перед творениями
Делакруа. Шоке к тому же так скромен, так учтив и
предупредителен, что рядом с ним Сезанн забывает
о своей боязни "заарканивания". Без слов
ясно, что он напишет портрет Шоке. Не под его ли
влиянием художник создает "Апофеоз
Делакруа"? Во всяком случае, Шоке на этом
полотне изображен рядом с Писсарро, Моне и самим
Сезанном..."
По материалам
книги:
А.Перрюшо "Жизнь Сезанна"/Пер. с фр.
и послесловие К.Богемской. - М.:
"Радуга", 1991. - 351 с. Книга
на ОЗОНе
|