Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
Сёра был очень оригинальным теоретиком и,
несмотря на раннюю смерть, успел создать новое
направление в живописи, сразу же завоевавшее
популярность и признание.
Жорж Пьер Сёра родился в
Париже 2 декабря 1859 года в зажиточной, но
несколько необычной семье. Его отец, Антуан
Кризостом, был министерским чиновником. Рано
выйдя в отставку, он большей частью жил один в
своем втором доме в Ренси, под Парижем. В погребе
дома Антуан обустроил молельню, где отдавал дань
своей набожности, совершая богослужения (с
садовником в качестве служки).
Одну руку он потерял на охоте
в результате несчастного случая и пользовался
протезом. Во время обеда Антуан вставлял в протез
вилку или нож, но часто забывал об этом, продолжая
энергично жестикулировать во время разговора.
Как писал позже один из его друзей, "он с такой
силой размахивал своим острым оружием, что мне,
сидевшему рядом с ним, постоянно приходилось
опасаться за свои глаза".
Жорж видел отца только по
вторникам, когда тот приезжал обедать в кругу
семьи и "исполнять супружеские
обязанности". Между ними не было особой
близости, что не помешало сыну унаследовать
отцовские черты характера - замкнутость,
независимость и скрытность.
В детстве Сёра ничем не
отличался от своих сверстников. Чуть повзрослев,
заинтересовался искусством. В местной школе
живописи под руководством скульптора Жюстена
Лекьена он осваивал традиционную манеру письма,
копируя гипсовые слепки и репродукции с картин
старых мастеров. У Лекьена он нашел себе первых
друзей. Ими стали Эдмон Аман-Жан и Эрнест Лоран,
позже получившие известность как
художники-символисты.
В 1878 году Сёра приняли в
Школу изящных искусств. Здесь он учился у Анри
Лемана. Леман благоговел перед Энгром, учеником
которого являлся, - это может многое сказать о его
педагогических приоритетах. По сохранившимся
студенческим работам Сёра тоже видно, как
старательно молодой художник копирует линейную
манеру Энгра. При этом он живо интересовался
новейшими течениями в живописи. В 1879 году Жорж
посетил четвертую выставку импрессионистов и
был поражен полотнами Моне и Дега. Знакомство с
работами импрессионистов подтолкнуло Сёра к
самостоятельным поискам. Около этого времени он
покинул Школу изящных искусств.
Свободой художник
наслаждался недолго. Вскоре его призвали на
военную службу, и весь следующий год Сёра провел
в 119-м пехотном полку, расквартированном в
портовом Бресте. Служба оставляла время для
досуга, и он продолжал настойчивые штудии,
совершенствуя свое мастерство рисовальщика.
В ноябре 1880 года Сёра
демобилизовался и возвратился в Париж. Здесь он
(вместе с Аман-Жаном) снял студию, ставшую местом
его дальнейшей работы. О самой работе нам мало
что известно, потому что до 1883 года Сёра не
выставлялся. Можно лишь предположить, что все это
время художник занимался самообразованием.
Неоконченный курс Школы изящных искусств,
конечно же, в этом смысле был недостаточен.
Материальная поддержка со стороны родственников
позволяла художнику спокойно доучиваться по
собственной программе, не думая о куске хлеба.
Поначалу Сёра вплотную
занялся рисунком. Чаще всего он рисовал белым
мелом или пастелью. Период 1881-82 годов ознаменован
его повышенным вниманием к человеческой фигуре.
В эти же годы Сёра написал несколько портретов.
Один из них ("Портрет Аман-Жана"),
выставленный в Салоне 1883 года, удостоился
сдержанных похвал.
Помимо живописи, Сёра много
читал, жадно интересуясь новейшими теориями и
открытиями в области оптики и стараясь
проследить, как использовали законы оптики
старые мастера. В частности, он внимательно
изучил творчество Эжена Делакруа (1798-1863). В 1850-х
годах Делакруа экспериментировал с цветом -
наносил параллельными мазками чистые
дополнительные цвета, не смешивая их друг с
другом.
Молодой Сёра предпочитал
писать не на холсте, а на деревянных досках, делая
небольшие этюды маслом. В 1883 году он решился на
крупное полотно, планируя им обратить на себя
внимание в ближайшем Салоне. Видимо, сыграл свою
роль и тот факт, что Аман-Жан и Лоран, вместе с
которыми он начинал как художник, уже успели не
без успеха выставить свои картины в Салоне. Сюжет
работы был продиктован сценой на берегу Сены,
поблизости от Парижа. Эти места привлекали
многих импрессионистов - отчасти своими
красотами, а отчасти тем, что добраться туда не
составляло труда: регулярно ходил поезд.
На "Купание в Аньере"
Сёра потратил год, но жюри Салона отклонило
работу. Те, кого постигла такая же судьба, в ответ
организовали Салон отверженных (независимых).
Вскоре состоялась его выставка, где Сёра,
наконец, получил возможность представить свою
работу широкой публике. В отзывах о выставке
царил разнобой. Один из критиков даже назвал
работы "независимых" "неудачными,
непонятными, ужасными, бессмысленными,
анемичными и надуманными". И все равно Сёра был
счастлив. А с официальным Салоном он прекратил с
тех пор всяческие отношения.
После выставки Сёра с
головой погрузился в жизнь, которую вели
"независимые". Посещая их собрания, он тихо
сидел в сторонке, посасывал свою трубку и
наблюдал за происходящим. Несмотря на
молчаливость, Сёра вскоре стал душой компании.
Наиболее яркой личностью в ней был Поль Синьяк,
художник-самоучка, выросший на традициях
импрессионизма. Он проявил огромный интерес к
"пуантилизму" (или - "дивизионизму")
Сёра. Очень важным оказалось то, что Синьяк
гораздо точнее и доступнее автора формулировал
новаторские идеи Сёра. И в немалой степени именно
благодаря его усилиям Сёра впоследствии
признали основателем нового течения в живописи.
Тем временем сам художник
приступил к работе над еще одним большим
полотном: "Воскресенье после полудня на
острове Гранд- Жатт". Он писал картину на
маленьком островке рядом с Аньером - как всегда,
очень тщательно и методично. На ее создание
художник потратил почти два года. В 1886 году Сёра
показал свой шедевр на восьмой (и последней)
выставке импрессионистов.
"Гранд-Жатт" произвел
форменный фурор. Морис Эрмель назвал это полотно
"манифестом живописи и знаменем новой
школы". Это положение развил Феликс Фенеон.
Фенеон стал подарком судьбы для Сёра - он лучше
других понял значение его поисков в контексте
всей истории живописи. Фенеон писал, что старое
течение (импрессионизм) исчерпало себя, и на
смену ему приходит новая волна художников,
названных им неоимпрессионистами. Лидером и
душой неоимпрессионистов критик "назначил"
Сёра. Тут, на его взгляд, и спорить было нечего.
Триумфальное шествие
полотна "Гранд-Жатт", между тем,
продолжалось. Картину показали на второй
выставке Общества независимых осенью 1886 года и
на выставке "Группы двадцати", собравшей
бельгийских художников-новаторов. Синьяк писал:
"Огромные толпы, постоянный шум, возмущенные
буржуа и растерянные мазилы. В целом, большой
успех для нас. Картину Сёра невозможно было
рассмотреть, ее всегда окружали тучи
зрителей".
Мода на неоимпрессионизм
быстро распространялась, и вскоре десятки
художников принялись имитировать
"пуантилистскую" манеру Сёра. С одной
стороны, все это очень льстило художнику, а с
другой, - вызывало ревность. Он теперь пытался
уклониться от выставок, опасаясь, что его идеи
окажутся просто разворованы падкими на успех
"товарищами".
Скрытность Сёра
распространилась и на его личную жизнь. В 1888 году
он влюбился в белошвейку Мадлен Кноблох. Сёра
скрывал роман и от друзей, и от родных. В феврале
1890 года Мадлен родила мальчика. Сёра дал ему имя,
зеркально отражавшее его собственное, - Пьер
Жорж. Родные по-прежнему ничего не знали.
В марте 1891 года художник
заболел во время подготовки к очередной выставке
Общества независимых. Буквально за три дня Сёра
"сгорел" - как предполагается, от менингита.
Похоронили его в семейном склепе на кладбище
Пер-Лашез.
По материалам
"Художественная галерея. Сёра", №20, 2005 г.