Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
Сёра привык проводить лето
на берегу Ла-Манша, но в этом году его пребывание
там будет весьма непродолжительным.
Он покидает нормандское
побережье и отправляется в район Пикардии,
который несколько лет назад посетил вместе с
Аман-Жаном, когда один из друзей пригласил их в
Рю.. Сёра останавливается в Кротуа, расположенном
в нескольких километрах от Рю, в заливе Соммы. Там
он начинает две марины. Они будут закончены
только по возвращении в Париж, во всяком случае к
открытию в начале сентября пятой выставки
независимых.
Независимые нашли, наконец,
энергичного председателя, Вальтона, который
придаст деятельности их Общества желанный
импульс. На выставке, развёрнутой с 3 сентября по 4
октября, в помещении Общества садоводства, в доме
номер 84 по улице Гренель-Сен-Жермен, будут
показаны работы, присланные ста двадцатью
художниками. Сёра и Синьяк следят за развеской
полотен. Но, несмотря на их старания, им так и не
удастся удовлетворить пожелания всех своих
коллег дивизионистов. Луи Айе, человек по
характеру весьма нелёгкий, примется ворчать на
них: его картину "Площадь Согласия" можно
было бы повесить и в более освещённом месте.
31 августа на банкете,
устроенном в Пале-Рояле, собрались участники
выставки и некоторые покровители искусств. На
этих застольях, кстати очень весёлых, Сёра не
более разговорчив, чем обычно. Вальтон нарисовал
ради этого случая шуточное меню, а в жареную дичь
воткнул маленькие флажки, представляющие цвета
Общества - красный и голубой. За десертом все
принялись напевать песенку. Таможенник Руссо,
над которым присутствующие не переставали
подшучивать, с серьёзным видом изложил
содержание нескольких куплетов.
Торжественно открытая
муниципальным советом и его председателем,
выставка в первый же день привлекла около двух с
половиной тысяч зрителей. Вальтон и впрямь
оказался превосходным организатором. В залах
много зелени, стены задрапированы, на полах
ковры. К корсажам дам прикалывают букетики
красных и голубых цветов.
Участие Сёра в выставке
ограничилось двумя маринами из Кротуа и картиной
"Мост и набережная", написанной в
Пор-ан-Бессене. Писсарро посетил выставку вместе
с Фенеоном и Анри де Ренье. Как и следовало
ожидать, он не очень высоко оценил картины
дивизионистов: по его словам, они "жалки,
бледны, невзрачны, особенно Сёра и Синьяк".
Разумеется, в этом повинна, на его взгляд,
"однообразная и застывшая техника точки".
Однако и Ф.Ф. не проявил большого восторга.
Практическое приложение теорий Шарля Анри
показалось ему в маринах Сёра слишком
поверхностным.
"Мост и набережная в
Пор-ан-Бессене". 1888 г.
Холст, масло.
Институт искусств, Миннеаполис, США. |
"Вид Кротуа, долина". 1889 г.
Холст, масло.
Частная коллекция.
|
"От этого страдает
правдоподобие картин, - напишет он в своем отчёте
("Вог", сентябрь 1889 г. и "Ар модерн", 27
октября 1889 г.). - Раковинообразные облака на
полотне "Кротуа" малоубедительны. Хотелось
бы, чтобы персонажи, гуляющие по набережной в
"Пор-ан-Бессен", были более гибкими: если
походка гуляющего ребёнка очаровательна и
подлинна, то размытые изображения таможенника и
женщины с охапкой хвороста или фукуса остаются
неубедительными".
В этой же статье Фенеон
отметил, что Камиль Писсарро отвернулся от
неоимпрессионизма и что Люсьен не отстал от
своего отца в творческой эволюции - в "этих
шатаниях", как написал Ф.Ф.
Сдержанное отношение
Фенеона не очень-то смущало Сёра. У художника
появилась теперь уверенность в том, что он достиг
своей цели, что его система образует законченное
и стройное целое и применима к любому сюжету.
Различные предпосылки и следствия его эстетики и
техники отныне сложились в строгую систему. При
первом же удобном случае он, впрочем, сделает их
достоянием гласности, чтобы раз и навсегда
закрепить своё на них право.
По материалам
книги А.Перрюшо "Жизнь Сёра"./ Пер. с фр.
Г.Генниса. - М.: ОАО Издательство "Радуга", 2001.
- 184 с., с илл.
Книга
на ОЗОНе