Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
Не напоминает ли Сёра
пришельца с планеты Сириус всякий раз, когда он
попадает в толпу людей?.. В октябре один из членов
бывшего комитета подвергает сомнению законность
Общества независимых, заявив, что только он один
обладает правом на открытие выставки, и
назначает новую дату её проведения. И тем не
менее сперва откроется не эта выставка, а та,
которую готовило Общество и на которой помимо
карандашного портрета Аман-Жана Сёра представит
"Пейзаж на острове Гранд-Жатт" и некоторые
из своих подготовительных крокетонов,
помещённые в одной раме.
"Остров Гранд Жатт". 1884 г.
Частное собрание, Нью-Йорк.
Организованная "в пользу
жертв холеры" (эпидемия разразилась во
французской столице в ноябре), эта первая
выставка Общества открылась 10 декабря в
Павильоне Парижской ратуши на Елисейских полях.
Примерно сто художников показали там около
трёхсот работ, средний уровень которых, увы, был
не намного выше, чем на весенней выставке. Сёра и
Синьяк соседствовали с Одилоном Редоном,
Гийоменом, Шуффенекером, Карабеном, Вальта,
Марией Башкирцевой и рядом других художников, к
которым оба испытывали искренюю симпатию, и не
только подобных Дюбуа-Пилье, но и таких, как Шарль
Ангран, тридцатилетний нормандец, который,
покинув в 1881 году Ко, зарабатывал на жизнь
репетиторством в коллеже Шапталь, или Анри-Эдмон
Кросс, худощавый угловатый юноша, с
флегматичными манерами англичанина (кстати, его
мать была англичанкой), но с горящим в глубине
души лирическим огоньком.
На самом деле его зовут
Делакруа; но можно ли жить с такой фамилией, если
ты художник? Уроженец Дуэ, выпускник Школы
изящных искусств Лилля, он приехал в Париж
несколько лет назад, дебютировал в Салоне 1881
году, увлекаясь в то время тёмным колоритом.
Затем он открыл для себя импрессионизм, и на
полотнах Кросса заиграли светлые краски. Его
личность представляет собой необычное сочетание
черт характера, которые, как правило, плохо
уживаются друг с другом: затаённая пылкость и
серьёзность, сдержанность в поведении, жажда
деятельности, умеряемая кротостью, горячность
(Кросс не раз впадал в крайности) и
контрастирующая с нею явная склонность к долгим
раздумьям, к упорной взвешенной работе.И в этом
он похож на Сёра. Впрочем, не он ли сказал: "Мои
ощущения нуждаются в грамматике, риторике и
логике"?
Не менее превлекателен,
конечно, и капитан республиканской гвардии
Дюбуа-Пилье. Выпускник Сен-Сира, этот безупречный
офицер в часы досуга превращался в художника с
моноклем и широким, пышным галстуком. Через год
после получения чина гвардейского капитана,
Дюбуа-Пилье послал в Салон 1877 года одну работу и
был допущен к участию в выставке. Вначале он
писал под влиянием Мане; теперь же его кумиром
стал Ренуар. Одно из полотен Дюбуа-Пилье (портрет
мёртвого ребёнка) демонстрировалось весной и
привлекло к себе внимание Эмиля Золя: когда в 1886
году выйдет роман "Творчество", читатель
прочтёт на его страницах о картине художника
Клода Лантье, одного из персонажей, под названием
"Мёртвый ребёнок".
Единственным результатом
выставки стали новые или углубляющиеся
знакомства. Ей было далеко до триумфа. Правда,
повинна в этом прежде всего погода. В декабре
часто шёл снег, поэтому редкие любители
искусства отваживались на поездку в Павильон
Парижской ратуши. Когда независимые подведут
итоги, они с горечью отметят недостачу в две
тысячи семьсот франков. Однако Роже Маркс и на
этот раз уважительно отозвался о Сёра в одной из
своих статей, опубликованных в "Вольтер":
"Среди этих независимых
есть один, господин Сёра, на которого следует
обратить внимание. В Салоне 1883 года я похвалил
его превосходный портрет углём (sic!), на выставке
им можно полюбоваться снова; его теперешнюю
экспозицию дополняют помещённые в одной раме
этюды и пейзаж, изумляющие необыкновенной
прозрачностью воздуха и трепетной игрой тёплого
солнечного света; всё это исполнено подлинного и
искреннего искусства и очень убедительно, чем, к
сожалению, не могут порадовать некоторые
"завзятые импрессионисты".
По понедельникам дома у
Синьяка собирались на "чай"; Сёра
познакомился здесь с Анграном, Дюбуа-Пилье,
молодыми литераторами, ещё только пробующими
свои силы, поэтом Анри де Ренье, романистом Полем
Аданом. Как обычно, Сёра больше помалкивает. Он
слушает других и ограничивается лаконичными
ответами, когда его о чём-то спрашивают.
Теперь он живёт у подножия
Монмартрского холма, так как несколькими
месяцами раньше снял ателье на бульваре Клиши в
новом доме под номером 128-бис, неподалёку от
площади Клиши. Эта мастерская, расположенная на
седьмом этаже, под самой крышей, была обставлена
так же бедно, как и лаборатория Шеврёля: железная
кровать, красная банкетка, узкий стол, чугунная
печь, мольберты, лестница - вот и всё, что в ней
находилось, не считая двух или трёх стульев.
Именно в этой комнате, похожей на монашескую
келью, к тому же плохо освещённой, Сёра закончит
своё полотно "Воскресенье на острове
Гранд-Жатт". Восприняв теории Синьяка, он
использует теперь почти одни чистые цвета.
Поскольку вторую выставку независимых
художников намечено провести весной, он
торопится завершить полотно. В отличие от других
художников Сёра не гнушается работой при
искусственном освещении. Каждый участок картины
им продуман с такой тщательностью, ему настолько
ясно, какого цвета мазки следует класть на холст,
какое впечатление они произведут на зрителя, что
нет нужды ни отходить от мольберта, ни
использовать дневное освещение, чтобы
продолжать работу. Поэтому он мог писать до самой
глубокой ночи.
"Воскресная прогулка на острове
Гранд Жатт". 1884-1886 гг.
Холст, масло. 81х120 дюймов.
Художественный институт, Чикаго.
В марте полотно было
закончено. Но Сёра так и не сможет выставить его,
ибо независимые, испытывая финансовые
затруднения - дойдёт до того, что некоторые
произведения будут разыграны в лотерее, -
откажутся от проведения намеченной выставки. И
это тем более обидно, что выставка конкурентов,
задуманная одним из членов распущенного
комитета, состоится: она откроется в павильоне
Флоры 10 мая.
По материалам
книги А.Перрюшо "Жизнь Сёра"./ Пер. с фр.
Г.Генниса. - М.: ОАО Издательство "Радуга", 2001.
- 184 с., с илл.
Книга
на ОЗОНе