Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
Однако такой молчун порой
изменяет своим привычкам, если кто-нибудь со
вниманием слушает его рассуждения, если
представляется случай поговорить о том
единственном, что только и занимает его мысли.
Тогда юноша обнаруживает убеждённость,
граничащую с нетерпимостью.
Так, например, у Лекьена он
находит себе друга, мальчика на год моложе его,
Эдмона Аман-Жана, с которым ведёт нескончаемые
беседы. У них много общего: оба они серьёзны, оба
склонны к углублённым размышлениям, что
позволяет им обходиться без лишних слов. Хотя
Аман-Жан и родился в Шеври-Коссиньи (департамент
Сены и Марны), он по своему происхождению
остаётся северянином. Сдержанность его
характера, возможно, отчасти объясняется его
северными корнями. Но со стороны отца у него в
роду были далёкие испанские предки, эта линия
восходит к временам Карла V, когда Жаны (вероятно,
они были Хуанами) покинули Кастилию; может быть,
этим объясняется также его склонность к мистике,
несомненно усугублённая учёбой в иезуитском
коллеже.
И здесь он тоже в каком-то смысле сближается с
Сёра. Однако их устремления не вполне совпадают,
и некоторые общие для двух друзей пристрастия
могут их обмануть, так как они любят одно и то же,
в частности одни и те же произведения и одних и
тех же художников, не всегда по одним и тем же
причинам. Если и тот, и другой ценят чистоту
письма мастеров Проторенессанса, то Аман-Жан, для
которого нет никого выше, чем эти художники,
прежде всего видит в их искусстве совершенное
средство служения духовному идеалу, тогда как
Сёра привлекают лишь его пластические
достоинства. Живопись, по Аман-Жану, позволяет
выразить реальное душевное состояние; для Сёра
она не имеет никакой иной цели, кроме самой себя.
Как бы то ни было, они
прекрасно ладят друг с другом, вместе посещают
Лувр, проявляют одинаковый интерес к некоторым
литературным произведениям, в частности к
романам братьев Гонкур. К тому же друзья внешне
похожи друг на друга, оба они высокого роста.
Аман-Жан, однако, лишён правильности и тонкости
черт лица своего старшего приятеля; кроме того,
вследствие врождённого дефекта шеи его голова
всегда наклонена вправо. Вспоминая позднее о
своём умершем друге, Аман-Жан скажет о его
красоте и сравнит Сёра со "Святым Георгием"
Донателло.
Спокойствие Сёра, его размеренные жесты делают
ещё более гармоничными пропорции тела и лица,
озарённого ласковыми, полными нежности глазами.
Его тёмные, с рыжеватым оттенком волосы вьются
над высоким и открытым лбом. Сёра похож на тех
юношей, которые, кажется, созданы для того, чтобы
обольщать женщин. Однако он и не помышляет об
этом и едва ли замечает задерживающиеся на нём
взгляды.
Ему семнадцать лет, но он уже
целиком охвачен своей всепоглощающей страстью.
Рассуждения Шарля Блана произвели в нём
необратимые изменения, что-то сдвинулось, и со
всей ясностью встал вопрос, вне которого ничто,
буквально ничто более не имеет для него смысла.
Этот вопрос - средоточие, центр его жизни, к
которому всё сходится и из которого всё исходит.
Мир отступает на второй план; он сведён теперь к
этому вопросу, ждущему ответа, а именно:
нахождение принципов композиции, столь же
чётких, как и математические законы, благодаря
которым родилось бы искусство, избавленное от
эмпиризма, от анархии чувств, развивающееся в
соответствии с неопровержимой логикой.
Едва ему исполнилось
шестнадцать (а это произошло несколько месяцев
назад), как Сёра начал рисовать, одержимый этой
идеей. Он лишён какой бы то ни было творческой
импульсивности; всё подчинено его разуму. Если
одержимость ставила молодого художника в особое
положение, то достаточно необычный ход его
размышлений, возможно, способствовал ещё большей
обособленности Сёра. Как правило, люди обладают
либо аналитическим, либо синтетическим умом. Эти
интеллектуальные качества почти несовместимы.
Но всё же у некоторых индивидов они вполне
уживаются друг с другом. Таков и Сёра. Он обладает
весьма редким образом мышления, позволяющим
углубляться в изучение любых частностей и в то же
время быстро включать их в состав целого. Трудно
представить, что такого рода ум, способный
классифицировать явления по мере их усвоения,
мог бы существовать без наличия исключительной
памяти, сочетающейся к тому же - и это вполне
понятно - с незаурядным вниманием. Память Сёра не
может не поражать. Ничто из прочитанного,
выученного или увиденного он никогда не
забывает; его зрительные воспоминания настолько
точны, что позволяют ему мысленно воссоздать
картину, которую он когда-то пристально изучил,
вплоть до её мельчайших цветовых оттенков.
Пока же он работает в
основном над техникой рисунка, копирует
"Ричарда Саутвелла" Гольбейна, этюд руки
Пуссена, фрагменты "Апофеоза Гомера" Энгра,
делает этюды с обнажённых натурщиков. Чаще всего
Сёра прибегает к сугубо линейной форме -
сказывается влияние на него классического мэтра
Энгра.
Живописи, о которой мечтает
Сёра, точной, как наука, никогда не существовало;
такая живопись стояла бы вне противоборствующих
доктрин, никогда не принимая ту или иную сторону,
так как была бы способна охватить реальность во
всей её полноте. Даже если бы Сёра и был знаком с
творчеством Мане и импрессионистов, он не
примкнул бы к их школе, как бы уважительно он ни
относился к их поискам. Прежде всего ему следует
теперь пополнить довольно скромный объём знаний,
полученный у Жюстена Лекьена, узнать обо всём,
что известно об искусстве рисунка и живописи. А
где это можно сделать, как не в Школе изящных
искусств? То, что в ней господствует академизм,
его не останавливает.
И он поступает в Школу в
феврале 1878 года; ему только что исполнилось
девятнадцать лет.
По части академизма Сёра
вряд ли нашёл бы человека более убеждённого в
достоинствах традиции, более непримиримо, до
фанатизма, её защищающего, чем его учитель в
Школе изящных искусств, властный Анри Леман.
Родившийся в Киле, в семье
немецкого художника, Леман благоговел перед
Энгром, учеником которого являлся; однако до
гениальности учителя ему было далеко. Как и
большинство официально признанных художников,
он, будучи добросовестным ремесленником,
искусным, но холодным - ему не хватало
вдохновения, - ограничивался тем, что применял на
практике усвоенные им рецепты; не оживлённые
творческим духом, они, однако, утратили свою
действенность и превратились в рутину,
условность, безжизненный штамп. В свои
шестьдесят четыре года Леман, удостоившийся
награды за усидчивость или, если угодно,
посредственность, почивал на лаврах; в пятьдесят
он стал членом Института. Лёгкая карьера
утвердила его в мысли о том, что он обладает
истиной, ещё более укрепив художника в его
предвзятых суждениях.
Занимаясь в классе Лемана,
Сёра остаётся внимательным и дисциплинированным
учеником, каким он всегда был. Впрочем, кое-что в
Лемане может к нему расположить, а именно: в
процессе обучения он неустанно обращается к
примеру Энгра, вспоминая его уроки. В этом есть
нечто возбуждающее для Сёра, равно как и для
Аман-Жана (вслед за своим приятелем он тоже
поступил в Школу изящных искусств). Благодаря
Леману у них на глазах воскресает Энгр,
"Анжелику" которого тогда же Сёра с блеском
копирует.
Школа обладает и рядом других преимуществ: в
частности, её библиотека, коллекция гравюр,
фотографий и копий позволяют ученикам
заниматься теоретическими изысканиями.
"Анжелика у скалы". 1878 г.
В те часы, когда Сёра не
занимается в мастерской, он изучает копии, среди
которых есть фрески Пьеро делла Франчески в
Ареццо, украшающие школьную часовню, а главное,
без устали роется в библиотечных сокровищах.
"Цвет, подчинённый точным правилам…"
Теперь Сёра уверен: вопрос,
который он перед собой ставит, не останется без
ответа, и поиски будут задачей всей его жизни,
задачей, за решение которой он возьмётся с
присущей ему упорной методичностью. Прежде чем
изучить контрасты цветов, он изучил контрасты
тонов, и в первую очередь самых элементарных -
белого и чёрного; прежде чем разработать науку о
живописи, он возьмётся за науку о рисунке.
В самом деле, мог ли у Лемана
быть ученик более вдумчивый, чем Сёра? Однако
результаты последнего, по крайней мере если
судить по тому, как их оценивает Леман, скорее
удручают. В момент поступления в школу в начале
1878 года, когда Сёра был принят на отделение
живописи, он занял 19 марта лишь шестьдесят
седьмое место из восьмидесяти кандидатов. На
летнем конкурсе 13 августа он по-прежнему
находится в конце списка, занимая семьдесят
третье место. И только через полгода, на конкурсе
18 марта 1879 года, его положение улучшится, и он
поднимется на сорок седьмое место.
Как-то Леман в разговоре со
своими учениками упомянул между прочим этих
"сумасшедших", "невротиков", то есть
импрессионистов в восприятии академических
мэтров. В апреле 1879 года на авеню л'Опера
открылась их четвёртая выставка. Сёра посетил её
вместе с Аман-Жаном и ещё одним школьным
товарищем, Эрнестом Лораном, юношей живым, очень
любознательным, наделённым нетерпимостью
двадцатилетнего человека, которые не без
раздражения воспринимал покровительственный
тон Лемана. Все трое пошли на выставку из чистого
любопытства, но каково же было их изумление,
когда они окунулись в совершенно иной мир. И хотя
на ней были представлены далеко не все
импрессионисты - в частности, там отсутствовали
Ренуар, Сезанн и Сислей, - они получили от
выставки "неожиданный и глубокий шок".
Рассматривая картины Моне, Дега или Писсарро,
Сёра и его товарищи вдруг осознали, что в
сравнении с этой подвергаемой хуле живописью
творения академиков не стоят и ломаного гроша.
Лоран злорадствовал: не был ли он прав, утверждая,
что Леман предаёт Энгра, опошляет и извращает его
уроки? Жизнь бушует здесь, она согревает своим
теплом полотна импрессионистов. Больше других им
понравился Моне. Позднее они увидят в Салоне
картины Ренуара и будут восхищаться его полотном
"Мадам Шарпантье со своими детьми" и
"Портретом Жанны Самари".
Пьер Огюст Ренуар
"Портрет актрисы Жанны Самари". 1877 г.
Холст, масло. 56х47.
ГМИИ им. А.С.Пушкина. Москва.
|
Пьер Огюст Ренуар
"Мадам Шарпантье со своими детьми". 1878.
Холст, масло. 154х190.
Музей Метрополитан, Нью-Йорк.
|
Это открытие, каким бы
ошеломляющим оно ни было, не изменило планов
Сёра. В отличие от Эрнеста Лорана он не собирался
впредь рассматривать импрессионистов как своих
учителей. Однако он также был убеждён, что Школа
изящных искусств уже не способна чему-то его
научить. Аман-Жан разделял эту точку зрения; он
бредил Италией, думал о мастерах
Проторенессанса, о великих тосканцах, о
Боттичелли… Друзья пришли к единому мнению:
возвращаться к Леману бесполезно; они решили
покинуть школу и в складчину снять мастерскую,
чтобы работать там по своему усмотрению.
Обосновались они в доме
номер 32 по улице Арбалет, за Валь-де-Грасом.
Приглашая иногда натурщиков, иногда расставляя
предметы для натюрмортов, они рисовали
карандашом или красками и помогали друг другу,
высказывая критические замечания или давая
советы. Они спорили, и в этих спорах сталкивались
различные мнения. Изучали вместе некоторые
научные труды, такие, как "Трактат о
живописи" Леонардо да Винчи. Это был дружеский
и плодотворный обмен идеями.
К рисунку Сёра относится с не
меньшим почтением. Но цвет для него тоже важен,
"цвет, которому можно обучаться, как музыке".
И вот в один прекрасный день в школьной
библиотеке Сёра раскрыл объёмистый фолиант,
написанный не художником или критиком, а
представителем науки, одним из самых известных
учёных того времени - Мишелем-Эженом Шеврёлем.
Труд Шеврёля даёт Сёра
ключевые элементы. Учёный сформулировал законы
контраста цветов, законы, которые могут
показаться достаточно сложными, но в
действительности они весьма просты.
Цвета солнечного спектра (их
три), называемые основными - синий, красный и
жёлтый, - при смешивании дают другие, так
называемые составные цвета: смешивая синий и
красный, получают фиолетовый, синий и жёлтый дают
зелёный, желтый и красный - оранжевый.
Основной цвет, не входящий в
составной, является его дополнительным цветом.
Так, жёлтый - дополнительный к фиолетовому,
красный - к зелёному, синий - к оранжевому, и
наоборот. Откуда это название - дополнительный?
Дело в том, что всякий цвет окрашивает то, что
находится с ним рядом: желтое пятно на белом фоне
придаёт фиолетовый оттенок белизне.
Поэтому, расположенные
рядом, два дополнительных цвета усиливают друг
друга. И напротив, они бледнеют и становятся
серыми, если их сочетать. С другой стороны, цвет,
общий для двух красок, теряет в интенсивности при
сопоставлении его с двумя этими цветами;
например, фиолетовый и оранжевый кажутся менее
красными, что несложно объяснить: фиолетовый, в
соответствии с законом о дополнительных цветах,
усиливает жёлтый цвет в оранжевом, а оранжевый -
голубой в фиолетовом… К этим контрастам цветом
добавляются все контрасты тонов, которые
происходят из большей или меньшей
светосильности красок, либо более бледных, либо
более тёмных. Тон становится более тёмным,
соседствуя с более светлым тоном, и наоборот.
Таким образом, цвета как
такового не существует; он существует лишь в
соотношении с окружающими цветами. Выводы
Шеврёля открывали перед Сёра бесконечные
перспективы в области живописи. Он вдруг понял,
насколько верно высказывание Делакруа: "Дайте
мне уличную грязь, и я сделаю из неё плоть женщины
самого восхитительного оттенка".
По материалам
книги А.Перрюшо "Жизнь Сёра"./ Пер. с фр.
Г.Генниса. - М.: ОАО Издательство "Радуга", 2001.
- 184 с., с илл.
Книга
на ОЗОНе