Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
Весной 1887 года группе
импрессионистов должны были представиться две
возможности показать свои работы.
В то время как Сёра и его молодые товарищи
энергично готовились к ближайшей Выставке
независимых, Писсарро в свою очередь отбирал
полотна, которые собирался послать в мае на
шестую Международную выставку в роскошной
галерее Жоржа Пти. Он был туда приглашён и,
проявляя смелость, намеревался выставить там
лишь написанные в дивизионистской манере
картины. Таким образом, можно будет сопоставить
эти полотна с полотнами "романтических"
импрессионистов, также участвующих в
Международной выставке: Ренуара, Моне, Сислея,
Берты Моризо… Решение Писсарро показать одну
"точку" раздражало Жоржа Пти не меньше, чем
Моне и Ренуара. Всюду-то эти "нео" должны
противопоставить себя всем остальным…
В начале года его работы
могли появиться на выставке, организованной Ван
Гогом в ресторане "Ла Фурш" на авеню Клиши. В
самом деле, Ван Гог думал привлечь к этой попытке
устроить народную выставку Сёра и Синьяка,
однако при одном лишь упоминании имени
последнего Эмиль Бернар пришёл в ярость. Либо
Синьяк, либо он, но никак не вместе. Несмотря на
увещевания Ван Гога, Бернар не уступил, и это
весьма опечалило голландца:
"Мой дорогой дружище Бернар… коли ты
поссорился с художником и потому говоришь:
"Если Синьяк выставится там же, где я, то заберу
свои полотна" - коли ты его поносишь, мне
кажется, что ты поступаешь не лучшим образом… И
раз уж ты всё-таки понял, что Синьяк и другие,
которые пуантилируют, довольно часто создают при
помощи своего метода прекрасные вещи, тебе
следует вместо того, чтобы поносить их, особенно
в случае ссоры, отдавать им должное и говорить о
них с симпатией. Иначе ты станешь сектантом… "
Сёра, Синьяк, Писсарро,
однако, пришли посмотреть выставленные в
застеклённом зале ресторана работы Ван Гога,
Гогена, Тулуз-Лотрека, Анкетена, Бернара и
Конинга.
Выставка независимых
открылась 26 марта в том же Павильоне Парижской
ратуши на Елисейских полях, где в 1884 году
Общество впервые заявило о себе. Сёра, Синьяк,
Дюбуа-Пилье, Шарль Ангран показали около
пятидесяти полотен. Помимо "Стоящей
натурщицы" Сёра выставил также шесть из своих
онфлёрских марин (к этому времени все они уже
были закончены), "Мост в Курбвуа", рисунок
"Эдем-концерт" и двенадцать набросков. В
каталоге уточнялось, что "Вход в гавань
Онфлёра" - собственность Фенеона, а "Мост в
Курбвуа" - критика Арсена Александра. Это были
подарки Сёра, который в самом деле весьма щедро
раздавал свои работы; он уже преподнёс некоторое
количество картин друзьям, в частности Гюставу
Кану и Полю Алексису…
"Вход в порт Онфлера". 1886 г.
Холст, масло. 54х65 см.
Фонд Барнса, Мэрион, Пенсильвания.
|
"Стоящая натурщица"
(Этюд для "Натурщиц). 1886-1887 гг.
Дерево, масло.
Музей д'Орсэ, Париж.
|
Никогда ещё независимые не
добивались такого успеха. Тысячи посетителей
потянулись к Павильону Парижской ратуши.
Злобные выпады против дивизионистов на этот раз
были в прессе исключением. Самый жёстокий удар
нанёс Гюисманс. Он расхваливал марины Сёра,
находя "в безбрежности пространства сиесту
умиротворённой души", но считал, что, когда
метод Сёра эксплуатировали другие художники, он
терял свою эффективность: такое-то произведение
Анграна "представляет собой карикатуру на
пуантилистскую технику"; Дюбуа-Пилье, Синьяк
(последний, "взбесившийся колорист, который
делает Аньер похожим на Марсель") утратили
свои прежние качества, перейдя на "клоповьи"
тона. И - что ещё хуже! - в творениях Сёра, как и в
работах всех остальных, во всём этом
"бренчании мелкими мазками", "вязанье
крохотными петлями", в этих "мозаиках из
цветных точек" отсутствует человек, что можно
было заметить уже в картине "Гранд-Жатт".
Словом, Сёра пошёл по ложному пути.
"Удалите с этих персонажей шелуху из цветных
блох, и вы увидите, что под ней ничего нет: ни души,
ни мысли, ничего. Внутри тела, у которого есть
только контуры, пустота… Я решительно опасаюсь, -
восклицал Гюисманс, - что перед нами слишком
много системы и недостаточно искрящегося
огонька, недостаточно жизни!" ("Ревю
эндепандант", апрель 1887 г.).
Но друзья были начеку. Поль
Алексис, Гюстав Кан, Жюль Кристоф прославляли
Сёра - "истинным шедевром" назвал
"Натурщицу" Кристоф; это "произведение
гораздо более сильное, чем мастеровитый
"Источник" старика Энгра" ("Журналь дез
артист", 24 апреля 1887 г.), а Ф.Ф. подготовил новую
важную статью о неоимпрессионизме для "Ар
модерн", где также воздал должное
"Натурщице": она "сделала бы честь, - писал
он, - самым именитым музеям".
Эту статью, как и предыдущую,
Фенеон показал Писсарро, который посоветовал ему
прежде всего "подчеркнуть значение Сёра, когда
речь пойдёт о том, кто был инициатором научного
движения". В своём тексте Король - таким
прозвищем наградили Фенеона друзья - ответил на
критику Гюисманса, не упоминая имени Сёра. К тому
же упрёки в безжизненности персонажей
раздавались в адрес Сёра слишком часто, чтобы
Фенеон и дальше продолжал игнорировать подобные
высказывания. Теперь он обратил эти возражения
против самих критиков:
"Синтезировать пейзаж в
законченном виде, в котором будет навсегда
запечатлено ощущение, - вот к чему стремятся
неоимпрессионисты… В сценах с персонажами то же
удаление от всего случайного, преходящего.
Поэтому критики, помешанные на анекдотах, стонут:
"Нам показывают не людей, а манекены…" Эти
критики не устали от портретов болгарина,
который, кажется, так и вопрошает: "Отгадайте, о
чём я думаю?" Они вовсе не сокрушаются, когда
видят у себя на стене господина, чей едкий
сарказм навеки застыл в лукавом прищуре глаз, или
какую-нибудь молнию, вот уже многие годы
пребывающую в пути.
Они, как всегда
проницательные, - продолжает Фенеон, - сравнивают
картины неоимпрессионистов с вышивкой или
мозаикой и осуждают художников. Такой аргумент
был бы жалким, даже если бы сравнение было верным;
но оно и неверно. Отойдите на два шага от картины,
и все разноцветные капельки сольются в
колышущиеся волны света; приём исчезает, и на
наши глаза воздействует одна только живопись".
По материалам
книги А.Перрюшо "Жизнь Сёра"./ Пер. с фр.
Г.Генниса. - М.: ОАО Издательство "Радуга", 2001.
- 184 с., с илл.
Книга
на ОЗОНе