Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
Во второй половине августа,
когда работа его была в самом разгаре, он получил
ошеломляющее известие. Только что внезапно
скончался Дюбуа-Пилье. Во время инспекционной
поездки в Салетт он заразился оспой. Его
поместили в больницу. Болезнь прогрессировала
так стремительно, что через неделю, 17 августа,
Дюбуа-Пилье умер от кровоизлияния в мозг; ему не
было и сорока пяти лет. Известие опечалило Жоржа
Сёра. Он уважал этого доброго товарища, с
"верным сердцем" и "прямым характером";
с интересом и симпатией относился к его
эстетическим исканиям, хотя и отвергал выводы, к
которым он приходил.
В ослепительном сиянии
августовского солнца, отражённого пирсом,
пролетает большая чёрная птица…
За три недели до этого, в
конце июля, в Овер-сюр-Уаз покончил с собой Ван
Гог; Сёра узнал об этом от Синьяка: "Он всадил
себе пулю в бок; она прошла тело и застряла в паху.
Он шёл два километра, истекая кровью, и пришёл
умирать в свой трактир".
Тень от чёрной птицы
продолжает скользить туда и сюда по набережным.
Ван Гог ещё моложе, чем Дюбуа-Пилье, - ему всего
тридцать семь лет…
В те же дни Сёра получил
письмо от Мориса Бобура, писателя, который
обратился к художнику за разъяснениями
относительно его картин и метода. В длинном
ответном письме от 28 августа, лишённом каких бы
то ни было стилистических красот и столь же
строгом, как записка учёного, Сёра подробно
изложил основы своей теории, к которым он уже
ничего не сможет добавить.
Мелкий почерк Сёра покрывает
лист бумаги.
"Эстетика.
Искусство - это гармония.
Гармония - это аналогия противоположных,
аналогия сходных элементов - тона, цвета, линии,
рассматриваемых в соответствии с доминантой и
под влиянием освещения, в радостных, спокойных
или печальных сочетаниях".
Сёра проводит черту.
"Противоположности:
в отношении тона - яркий (светлый) по сравнению с
более тёмным;
в отношении цвета - дополнительные цвета, то есть
известный красный противопоставляется своему
дополнительному цвету и т.д. (красный - зелёному,
оранжевый - синему, жёлтый - фиолетовому);
в отношении линий - линии, образующие прямой
угол".
Ещё одна черта.
"Радостный тон - это светоносная доминанта;
радостный цвет - это тёплая доминанта; радостная
линия - линия, поднимающаяся от горизонтали
вверх.
Светлый тон - это уравновешенность тёмного и
светлого; спокойный цвет - уравновешенность
холодного и тёплого цвета; спокойная линия -
горизонталь.
Печальный тон - это тёмная доминанта; печальный
цвет - холодная доминанта; печальная линия -
линия, идущая вниз от горизонтали".
Сёра набрасывает два маленьких рисунка, на них
вертикальные или косые линии, идущие вверх или
вниз от горизонтали.
Затем он снова проводит
черту и пишет:
"Техника.
Известно, что воздействие света на сетчатку
имеет некоторую длительность, в результате
происходит синтез. Средство выражения - это
оптическое смешение тонов, цветов (локального
цвета и цвета освещения: солнца, керосиновой
лампы, газа и т.д.), то есть различного света и
реакций на него (теней), соответственно законам
контраста, градаций и излучения".
Пробел.
"Рама должна быть в гармонии, противоположной
тонам, цветам и линиям картины".
Сёра иллюстрирует это противоположение двумя
крохотными рисунками. Перечитав письмо, он
кладёт его в конверт.
На улице августовское солнце
пылает над неподвижными просторами моря.
По материалам
книги А.Перрюшо "Жизнь Сёра"./ Пер. с фр.
Г.Генниса. - М.: ОАО Издательство "Радуга", 2001.
- 184 с., с илл.
Книга
на ОЗОНе