Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
"Гавань в Онфлере". 1886 г.
Холст, масло.
Национальная галерея, Прага, Чехия.
|
"Мол в Онфлере". 1886 г.
Холст, масло.
Рейксмюзеум Креллер-Мюллер, Оттерло,
Нидерланды.
|
Как и в прошлом году, Сёра
проведёт некоторое время на нормандском
побережье. В воскресенье 20 июня он отбыл в Онфлёр,
о котором ему, возможно, рассказывал Анри де
Ренье, уроженец тех мест.
С начала века Онфлёр
привлекал к себе художников, их пленяли виды,
открывавшиеся в устье Сены. Имена Коро, Диаза,
Курбе, Арпиньи, Труайона, Добиньи принесли славу
постоялому двору в местечке Сен-Симеон,
получившем название "нормандского
Барбизона" и расположившемся на середине
склона побережья Грас, вдоль дороги, ведущей в
Трувиль. В Онфлёре работал, в частности, Йонгкинд,
"восхитительный предшественник"
импрессионистов, по выражению Синьяка. Здесь
родился и другой великий предшественник, Буден,
чью ловкость в передаче "метеорологических
красот" в "сотнях пастельных этюдов,
написанных на берегу моря и под чистым небом",
превозносил Бодлер. Рисовали здесь и Моне,
Сислей, Базиль. "Здешние места - это рай, - писал
Базиль, которого летом 1864 года увлёк с собой в
Онфлёр Моне. - Нигде больше не увидишь таких
тучных лугов и таких красивых деревьев; повсюду
бродят коровы и резвятся дикие лошади. Море, а
скорее, невероятно широкая Сена, являет собой
дивный горизонт для огромной массы зелени…"
Живописность Онфлёра, с его
старой гаванью, церковью Святой Екатерины,
особняком королевского наместника, хорошо
известна. Сёра - он живёт у акцизного чиновника
мсье Элуэна на улице де Грас, 15, - не
ограничивается этими
"достопримечательностями". Он
прогуливается по набережным или побережью,
вглядываясь в море, которое кажется ему какого-то
неопределённого серого цвета, "даже при самом
ярком солнец и голубом небе". Барометр
показывает на хорошую погоду. Сёра делает пока
наброски, чтобы "освоиться".
В этом году он работает более
настойчиво, чем прошлым летом в Гранкане. Он
хотел бы привезти из Онфлёра достаточно большое
количество полотен, и ему не терпится взяться за
них. Но едва он начинает несколько марин, как
возникают препятствия. В начале июля поднимаются
ветры, небо часто заволакивают тучи, и Сёра не
может наблюдать за изменением оттенков. Ещё одна
неприятность: начав рисовать уголок гавани с
судами у пристани, он через восемь дней вынужден
оставить холст на стадии проработанного эскиза,
потому что суда снялись с якоря. Суета, движение,
царящие на пристанях, очевидно, мало подходят для
кропотливой манеры Сёра.
Всё это мешает его работе, но
не прерывает её вовсе. Он начал с полдюжины
полотен: "Вход в порт", "Часть мола" (в
пасмурную погоду), "Берег Ба-Бютен", "Устье
Сены" (в сумерки), этюд с изображением больницы
Онфлёра и соседствующего с ней маяка. Сёра
трудится то над одним, то над другим из этих
полотен, "пуантилируя" с ещё большей
точностью, чем раньше. На этих берегах или
пристанях ни одного силуэта - ни купальщика, ни
моряка, ни прохожего. Единственные "живые"
существа здесь - это несколько судов - парусники
или пароходы. Линии набережных, молов, маяков и
мачт вносят в композиции строгую геометрию,
которая усиливает завораживающее своеобразие
этих лишённых людей сцен.
Они - отражение жизни самого
художника, в её течение, кажется не вмешивается
ничто, кроме упорных непрекращающихся раздумий
над живописью. Сёра общается, пожалуй, с одним
Синьяком, которому он изредка посылает
лаконичные письма, их назначение -
"поддерживать огонь". На его лице иногда
появляется улыбка, стоит ему прочесть заметку в
газете, где "нео" именуют "ташистами"…
Но какая же потаённая суровость должна владеть
душой этого одиночки? "Будем снова пьянеть от
света, это утешительно" - так заканчивает он
одно из своих писем Синьяку.
В первых числах августа он
подводит итог своей работе в Онфлёре. Ни одно из
его полотен ещё не окончено, ни одно "не
удовлетворительно", за исключением "Уголка
гавани", к которому он больше не вернётся.
("Посмотрю, как оно будет выглядеть в раме").
По возвращении в Париж Сёра завершит свои
произведения, посвятив им недели, даже месяцы
работы в мастерской.
Прежде чем покинуть Онфлёр, он всё же вновь
вернётся к теме кораблей у причала и нарисует
пришвартовавшийся пароход "Мария".
В пятницу вечером 13 августа -
"Мне, такому суеверному, прямо-таки повезло!"
- он отбудет в Париж, где через неделю должна
открыться вторая выставка независимых, которая
продлиться с 20 августа по 21 сентября.
По материалам
книги А.Перрюшо "Жизнь Сёра"./ Пер. с фр.
Г.Генниса. - М.: ОАО Издательство "Радуга", 2001.
- 184 с., с илл.
Книга
на ОЗОНе