Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
Группа художников,
соперничающая с Обществом независимых,
продолжала бурную деятельность: в то же самое
время, а главное, в тех же бараках Тюильри, где
Общество собиралось показать работы своих
членов, она планировала открыть свою выставку.
Группа займёт левую сторону, Общество - правую, и
входы на обе выставки будут располагаться рядом
друг с другом. Это могло вызвать неразбериху.
И действительно, после
торжественного открытия выставок люди,
пришедшие на улицу Тюильри, могли подумать, будто
очутились в одном из оживлённых кварталов
Парижа, где зазывалы из лавок готового платья
пытаются перехватить друг у друга клиентов. Как
только появлялся какой-нибудь посетитель, на
него буквально набрасывались и оглушали с обеих
сторон, стараясь перекричать один другого,
конкуренты: "Сюда, сюда! Здесь выставлены
истинные независимые, вы увидите лучшие их
картины!" Чаще всего посетитель, окончательно
сбитый с толку, не знал, куда ему идти.
"Я хотел бы уберечь публику, - напишет Арсен
Александр, - от неприятностей, которые причиняла
мне сия раздвоенность в последние дни, из-за чего
я задержался с этим отчётом… Я предполагал, что
существует только одна категория независимых.
Однако в настоящее время их две. Будем надеяться,
что на будущий год останется лишь одна, ибо лишь
одна из них была в этом году интересной"
("Эвенман", 23 августа 1886 г.).
Разумеется, речь шла об
Обществе, которое в пяти залах представило
несколько сотен работ, написанных девяносто
четырьмя участниками. Сёра и его друзья - двое из
них, Шарль Ангран и Анри-Эдмон Кросс, ещё не
переняли технику неоимпрессионистов - отвели
пятый зал. Синьяк, как всегда проявлявший
необыкновенную активность в качестве члена
комитета по развеске, позаботился о том, чтобы
полотна, заключённые в обычную белую раму, висели
выигрышно. Сёра прислал четыре из тех картин,
которые он выставил на улице Лаффит: "Гранд-Жатт", две марины Гранкана и "Сену в Курбвуа"; он дополнил их третьей мариной
Гранкана, пейзажем Сен-Дени, написанным в Онфлёре
"Уголком гавани" и двумя крокетонами. Синьяк
поступил так же, прибавив к нескольким работам
маслом, уже знакомым посетителям по выставке на
улице Лаффит, пейзажи, написанные им в течение
последних недель в Лез-Андели. Вклад "нео" в
эту экспозицию был представлен также полотнами
Люсьена Писсарро и десятью картинами
Дюбуа-Пилье, страстно увлекшегося пуантилизмом.
"Что лучше всего выражает пуантилизм, - скажет
Дега, - так это толчёная древесина!" (Игра слов,
основанная на фонетическом созвучии фамилии
Dubois-Pillet и выражении "du bois pile" - толчёная
древесина (франц.))
"Гавань в Онфлере". 1886 г.
Холст, масло.
Национальная галерея, Прага, Чехия.
|
"Люцерна, Сен-Дени". 1885-1886 гг.
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
|
Вопреки не очень
благоприятному времени года на выставку
потянулся вселяющий надежду поток посетителей; в
финансовом отношении была даже получена
скромная прибыль - семьсот франков. Стало ясно,
что публика начинает проявлять растущий интерес
к дивизионизму. И не так уж важно, хвалят его или
критикуют, главное, что об этом направлении все
говорят. Интеллектуальное брожение 1886 года, в
котором претворилась вера молодёжи в свои силы и
в своё будущее, способствовало восприятию
новшеств. 18 сентября Жан Мореас опубликовал в
газете "Фигаро литтерэр" манифест
символизма. Через десять дней, 28-го числа, как бы
откликаясь на это событие, "Эвенман"
напечатала статью Гюстава Кана, где он проводил
параллель между поэтикой символизма,
"многотональным тоном Вагнера" и методом
неоимпрессионизма.
Фенеон в свою очередь
продолжал пропагандировать творчество
дивизионистов. В журнале "Вог" появился его
отчёт о выставке независимых, а 19 сентября в
брюссельском журнале Октава Мауса "Ар
модерн", парижским корреспондентом которого
он недавно стал, - подробная статья. Фенеон
уточнил принципы дивизионизма, отверг
выдвигаемые против него обвинения и попутно, в
красноречивых пассажах, описал картины
художников:
"Марины мсье Сёра,
спокойные и меланхоличные, расстилаются, с их
однообразным плеском волн, вплоть до отдалённой
линии горизонта, где соединяются с небом. Их
подавляет скала… на фоне моря вырисовываются
треугольники парусов… Эта суровая живопись не
заботится о приятном для глаз цвете, о пафосе
исполнения, у неё горьковатый и солёный
привкус…" ("Ар модерн", 19 сентября 1886 г.)
С технической частью своей статьи,
опубликованной в "Ар модерн", Фенеон
ознакомил Писсарро. Последний предпочёл бы,
чтобы Ф.Ф. обратился к Сёра. "Но это
невозможно", - отрезал Фенеон. Чем больше шума
возникает вокруг "нео", тем более
подозрительным становится Сёра. Не испытывал ли
и сам Писсарро чувств, подобных тем, которые
одолевали его молодого товарища? "Я боюсь, что
она слишком хорошо всё объяснит, - писал он
Люсьену по поводу статьи Ф.Ф., - как бы нас не
надули художники".
В конце августа состоялись
торжества по случаю столетия Шеврёля. На банкете
в его честь председательствовал генерал Буланже.
Со дня парада 14 июля, где он гарцевал на своей
лошади по кличке Тунис, "бравый генерал"
приобрёл огромную популярность и теперь повсюду
произносил речи. В личном деле Фенеона, его
подчинённого по службе в военном министерстве,
генерал отметил: "На него можно положиться".
По материалам
книги А.Перрюшо "Жизнь Сёра"./ Пер. с фр.
Г.Генниса. - М.: ОАО Издательство "Радуга", 2001.
- 184 с., с илл.
Книга
на ОЗОНе